9 июня в Казахстане пройдут внеочередные президентские выборы

Транзитный период

Уже в это воскресенье в Казахстане пройдут внеочередные президентские выборы. За высший государственный пост борются семь кандидатов, в том числе действующий президент Касым-Жомарт Токаев. Интерес к избирательной кампании проявляют сегодня не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Чем это объясняется? В чем особенности казахстанского транзита власти? Об этом размышляет доцент кафедры международных отношений БГУ, кандидат исторических наук Роза Турарбекова.

Фото БЕЛТА.

— Роза Маратовна, для любой страны смена власти без потрясений и эксцессов — залог того, что государство продолжит развиваться в спокойном режиме. Таким путем, похоже, идет Казахстан. Легко ли это дается? Ведь вокруг много примеров того, как страны после бурных выборов годами, а то и десятилетиями не могут выйти из зоны турбулентности…

— Такое спокойствие дается, конечно, нелегко. Тем более что политический транзит — дело долгое и ответственное. И в нем всегда присутствует определенная доля непредсказуемости. Даже в самой стабильной стране, где в принципе не ожидается больших «сюрпризов», некие риски все равно имеются. Станут ли они реальностью? Во многом это зависит от устойчивости политической системы, сплоченности элит и общества, состояния экономики и социальной защищенности населения.

— Если говорить о Казахстане, многие эксперты прогнозировали, что с уходом Нурсултана Назарбаева страна, дескать, столкнется с политическим и социальными потрясениями, противоборством между силовиками, олигархами, националистами. Однако все произошло вполне цивилизованно, тихо и мирно…


 — Во-первых, пока Назарбаев не сильно далеко и ушел. Он остается главой Совета безопасности, лидером правящей партии и держит в своих руках основные нити управления внутренней и внешней политикой. В этом плане говорить о завершении транзита пока очень рано. Более того, он только начинается. Изменения, внесенные в Конституцию в части перераспределения президентских полномочий и наделения первого президента функциями главы Совета безопасности, — это промежуточный этап для дальнейшего политического транзита, который завершится тогда, когда произойдет трансформация политической системы в полной мере.

Во-вторых, в преддверии выборов в стране заметно активизировалось политическое поле. Семь кандидатов представляют широкий спектр сил. На этом фоне нынешний президент Касым-Жомарт Токаев выглядит сбалансированной фигурой. Особенно в отношении языкового вопроса, преемственности внешней и внутренней политики. Это выгодно отличает его от оппонентов. Плюс в его пользу мощная поддержка правящей партии «Нур Отан» во главе с Назарбаевым.

— Внеочередные выборы в Казахстане стали следствием отставки Назарбаева в марте. Почему это событие оказалось столь неожиданным, и не только для казахстанцев?

— Я бы сказала, что это была запланированная неожиданность. То есть аналитики долго ждали этого события, но никто не знал точно, когда оно случится. Отсутствовала всякая инсайдерская информация. Это было действительно личное и глубоко продуманное решение Назарбаева, с которым он, по всей вероятности, делился с очень узким кругом лиц. Уже сам по себе этот факт заслуживает внимания.

— По Конституции президентские выборы в Казахстане должны были состояться в 2020 году. То есть фактически Касым-Жомарт Токаев мог бы до этого времени быть президентом. Чем объясняется решение о проведении досрочных выборов?

— Для ответа на этот вопрос надо все-таки обладать какой-то внутренней информацией. Наверное, есть определенные причины, о которых мы не знаем. Или догадываемся, но не можем говорить о них как о факте. Тем не менее решение провести досрочные выборы выглядит оптимальным. И, конечно же, выборы придают действующему президенту большую легитимность.

— Учитывая, что Назарбаев сохранил за собой некоторые рычаги политической власти, насколько самостоятельным будет новый президент в своих решениях?

— Для Токаева важно продемонстрировать всему миру, что он является самостоятельной фигурой. В этом заинтересованы все, включая и Назарбаева. 

— Все, что происходило в Казахстане после отставки Назарбаева, и все что происходит сейчас, — это четкий сигнал обществу, инвесторам, что прежний курс при новой власти будет продолжен. Насколько вообще важна преемственность власти в мировой политике в целом и в Казахстане в частности?

— Для мировой политики это весьма частое явление. Но преемственность все-таки должна быть ограничена требованиями времени и запросами общества. Потому что, если вы будете полностью проводить политику предыдущего правительства, тогда возникает вопрос: а вы-то зачем нужны? Требования времени должны толкать на изменения политики с учетом новых вызовов. И Назарбаев, когда объявлял о своей отставке, говорил о том, что власть необходимо передать следующему поколению. Не тому поколению, которое создавало суверенный Казахстан, а тому, которое должно найти ответы на новые глобальные вызовы. В этом плане эволюция в хорошем смысле слова необходима. 

— Казахстан находится в очень непростом регионе с точки зрения геополитики. В связи с этим какими могут быть первые шаги нового президента? На чем будет сделан акцент?

— Его задача — подтвердить основные векторы внешней политики Казахстана. Важно будет сохранить сбалансированность в отношениях между центрами силы. Это включает в себя сохранение курса на евразийскую интеграцию, добрососедские отношения и стратегическое партнерство с Китаем, поддержание добрых отношений с ЕС и США. В определенном смысле Казахстан сегодня стал опорой для региональной безопасности, и эта роль будет усиливаться.

— Как будут выстраиваться отношения с Беларусью?

— Преемственность курса гарантирует сохранение того уровня отношений, который был выработан раньше, и их дальнейшее развитие. И Беларусь, и Казахстан в этом объективно заинтересованы. Наша страна продолжает вносить свой вклад в реализацию амбициозных проектов в Казахстане. В том числе в выполнение плана индустриализации и строительство транспортной инфраструктуры. С этой точки зрения Беларусь способна многое предложить казахстанским партнерам. С нашей стороны самое главное — не зевать и при каждой возможности налаживать новые контакты. В первую очередь на уровне частного сектора, потому что он в Казахстане очень силен и занимает 80 процентов в экономике страны.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter