Транспортный эксперимент

Добраться в деревню, даже самую глухую, конечно, проще, чем лет 10 назад...

Добраться в деревню, даже самую глухую, конечно, проще, чем лет 10 назад. Социальные стандарты, развитие частной маршрутной сети и глобальная автомобилизация послужили прогрессу пассажирского движения. Однако в глубинке еще не все так быстро и просто...


Полоса препятствий


Судя по многочисленным звонкам в разные инстанции, у жителей Ветки Гомельской области к транспортникам накопились вопросы. Порой срываются автобусные рейсы, на Гомель в том числе. Между маршрутами — приличные временные промежутки. Начальники автопарка меняются каждый месяц — толку не добиться. Странно. Ведь райцентр всего–то в 25 километрах от Гомеля. Если уж тут сбои...


Местный автобусный парк — филиал № 11 ОАО «Гомельоблавтотранс» — расположился на въезде в Ветку. С «лица» здание обшито сайдингом. Внутри выглядит скромнее. Иду к гаражам–мастерским. Навстречу выходит руководитель филиала Олег Ковальков с засученными по локоть рукавами:


— Кое–что подсказывал ребятам, — извиняется он за рабочий вид.


Руководящую должность Ковальков занял весной. Приехал из Жлобина. Поначалу был командированным: исполнял обязанности начальника, как и предыдущие четверо руководителей, отработавших в Ветке по месяцу. Но в отличие от предшественников остался. Соглашается: прежде могли быть сбои в рейсах. Сейчас стараются их не допускать. В трудных ситуациях помогает «Гомельоблавтотранс», перебрасывая машины на Ветку из других парков. Социальные стандарты выдерживают. Ни один маршрут не сократили. Разве что оптимизировали сеть, кое–где переместив время рейсов, чтобы собирать в деревнях максимум пассажиров.


В день моего приезда на ремонте стояло четыре автобуса. Ковальков опередил вопрос: пассажиры на себе этого не почувствовали. Все машины, имеющиеся в парке, вышли на линии по расписанию. Другое дело, что и резерва — на экстренный случай — не осталось...


Потому водители ремонтировали машины и в обеденный час. Говорили, сбои все больше по мелочам. Были бы запчасти, все бы исправляли оперативно. Но минимальный запас отстает от запросов. Приходится ждать помощи из центра.


— А самим почему бы не купить?


— Так мы же филиал «Гомельоблавтотранса», — в один голос отвечают работники. — Без своего расчетного счета. Без реальных денег. Все только через Гомель.


По пути несамостоятельности


Судя по тональности, которую приобретает разговор, в недрах коллектива накопились эмоции. Пока были самостоятельным предприятием в системе «Гомельоблавтотранса», жили перспективой. Когда в январе прошлого года лишились статуса юридического лица и один за другим стали меняться начальники, надежды угасли. Многие водители уволились. Остался костяк — работники с 20–летним стажем.


— При таком раскладе самостоятельно не покрутишься, — говорят старожилы автопарка. —  Прежде как: вышел автобус из строя, пусть запчастей под рукой нет, но директор тут же съездил в магазин, взял нужное под гарантию платежки. А сейчас пока все бумаги пройдут по гомельским кабинетам... Вот на заработках и сказывается.  Раньше у нас были заказы по программам оздоровления детей — сами искали. Сейчас их нет. МАЗы простаивают, хотя в прежнее время неплохо зарабатывали на грузоперевозках. Разве на областном уровне реально во все вникнуть?


Что не все ладно, согласен и заместитель председателя Ветковского райисполкома Виктор Масейков. Пошли жалобы от людей. А в автопарке — текучесть кадров:


— Сложности, конечно, были и прежде, когда автопарк работал самостоятельно. Но искали выходы... Реорганизация в нашем районе, считаю, себя не оправдала. Сегодня мы стоим на позиции: автопарк должен работать, имея свой расчетный счет и возможность маневрировать в непростых экономических условиях.


Обратная сторона


Эта тема задевает за живое генерального директора ОАО «Гомельоблавтотранс» Александра Драпезу. В доказательство оправданности принятых решений выкладывает папки с цифрами и диаграммами:


— Вы думаете, на эксперимент мы пошли ради эксперимента? Другого варианта не было. Все автопарки, преобразованные в филиалы, — малых районов: Брагинского, Лоевского, Кормянского, Ветковского. В их структуре преобладают пригородные маршруты, а они — убыточны. Местный бюджет лишь частично их дотирует. Самостоятельно покрывать расходы не удается. Поэтому и решили реорганизовать малые автопарки в структурные подразделения областного предприятия.


Централизация выглядит так. Все вопросы районных филиалов решает «Гомельоблавтотранс». На местах из управленцев только начальник–исполнитель. Создан единый фонд, в который стекаются взносы более крупных автопарков, оставшихся самостоятельными, и областного предприятия, зарабатывающего дополнительными услугами. Из этого котла потом и направляются средства на решение трудностей малых филиалов.


— А что за история с руководителями на месяц? — ищу ответы на все вопросы.


— Это были не руководители, а исполняющие обязанности, — гендиректор расшифровывает нюансы кадровой политики. — Ветка ведь город особый. Рядом — Гомель. Поэтому непросто подобрать руководителя на ту зарплату, которую мы предлагаем сегодня. Средняя по филиалу — до миллиона рублей. Пока искали кандидата на вакансию начальника, направляли туда специалистов–управленцев в командировку. Сейчас там человек постоянный.


Всматриваюсь в цифры. Были убытки. Они и остались. Были проблемы с выполнением планов и запуском новых маршрутов. В силе они и сегодня. Так в чем эффект преобразований?


— Прежде всего убрали лишние затраты за счет сокращения управленческого аппарата, — обозначает ключевые точки Александр Драпеза. —  Второе — оптимизировали маршрутную сеть, заметно сократив пробег автобусов. Третье — повысили производительность труда. В целом же сохранили маршруты в районах и сняли острые для них вопросы обеспечения топливом и выдачи зарплаты. Все это здесь без задержек.


В планах «Гомельоблавтотранса» — развитие филиалов. Например, на базе ветковского организовали курсы подготовки водителей, освоили капитальный ремонт автобусов для автопарков области, вскоре намерены расширить работу станции техобслуживания и покрасочного цеха...


Интересно, что об этих планах мне ничего не рассказали в Ветке водители и механики. То ли действительно не связывают с ними перемены к лучшему, то ли ничего о них не знают.


Мнение по поводу


Председатель Брагинского райисполкома Александр Ятченко:


— Если смотреть с позиции района, то подобная реорганизация идет нам в минус. Теряем предприятие и поступления в бюджет. С другой же стороны, облегчается задача для местных управленцев — по всем вопросам автосообщения теперь болит голова у «Гомельоблавтотранса». В любом случае, если предприятие возглавляет крепкий руководитель, оно способно стабильно работать и в небольших регионах. Но если его нет... В этом сегодня основная проблема малых районов, которая вынуждает принимать подобные решения.


Комментарий


Дмитрий Старостенко, начальник отдела транспорта и коммуникаций Гомельского облисполкома:


— Реорганизация — мера вынужденная. Причина — в убыточности малых автопарков и необходимости решения их проблем, особенно в условиях роста цен на топливо и запасные части. Другой вопрос, что у централизации есть минусы. Она ограничивает в оперативности и проявлении инициативы. Поэтому область не заинтересована в расширении такой практики.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter