Транспортные потоки Европы не минуют Беларусь

В конце минувшего года представитель департамента «Белавтодор» Минтранса страны Александр Чернышевич участвовал в заседании европейской группы высокого уровня.

В конце минувшего года представитель департамента «Белавтодор» Минтранса страны Александр Чернышевич участвовал в заседании европейской группы высокого уровня. Принятые на нем решения имеют важное значение для дальнейшего развития транспортного комплекса Беларуси в деле его интеграции в европейскую транспортную сеть. Внештатный корреспондент «Р» Василий Курлович попросил Александра Чернышевича ответить на ряд вопросов.

— С какой целью была организована группа высокого уровня?

— Это формирование создано осенью 2004 года для решения комплекса вопросов, связанных с установлением связей Евросоюза с сопредельными странами и регионами, определением на перспективу главных транспортных осей и приоритетных проектов их развития. Все это будет способствовать региональному сотрудничеству и развитию конструктивных отношений.

В работе нынешнего заседания принимали участие представители 26 сопредельных с Евросоюзом государств, в том числе и Беларусь, 25 членов ЕС, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка.

— Каковы конкретные решения, принятые на данной встрече?

— Если на ряде предыдущих заседаний группы вырабатывались общие подходы по основным стратегическим вопросам, согласовывались позиции, то теперь удалось прийти к единому мнению практически по всем рассматриваемым позициям. Первое – это то, что были определены 5 главных транспортных осей, связывающих трансъевропейскую транспортную сеть с сетью транспортных коммуникаций сопредельных стран. В состав северной оси, а она соединяет северную часть ЕС с Норвегией на севере и идет через Беларусь и Россию, затем – на Восток, включены транспортный коридор Берлин—Варшава—Минск—Москва—Транссиб, а также путь из портов Балтики в направлении Минск—Москва по маршруту Клайпеда—Калининград—Вильнюс—Минск—Москва.

В состав центральной оси включены транспортный коридор Минск—Киев, а также внутренний водный путь Беларусь—Киев—Одесса (Днепр). Это свидетельствует о том, что две главные транспортные артерии Беларуси в ближайшей перспективе могут принять на себя более интенсивные европейские транспортные потоки. Следует также отметить, что автодорога М-1/Е30 Брест—Минск—граница России становится важнейшим связующим звеном на пути из Западной Европы на Дальний Восток.

— Каким содержанием будут наполняться принятые группой высокого уровня решения?

— В список важнейших проектов по развитию главной северной трансъевропейской транспортной оси включены 4 белорусских проекта, в реализации которых мы видим как национальный, так и международный интерес. Это развитие железной дороги на участках Брест—Осиновка и Гомель—Гудогай, автомобильных дорог Брест–Минск—граница России, граница Литвы—Минск–Гомель—граница Украины. Предлагаются проектные решения по доведению к 2020 году основных параметров этих транспортных магистралей до европейского уровня. Отмечу, что большинство из них были у нас заложены ранее в утвержденных программах по развитию транзита через Беларусь. Но решения, принятые на заседании группы высокого уровня, без сомнения, придадут этому делу новый импульс.

Впечатляют масштабы всех включенных проектов в развитие пяти главных транснациональных осей. Достаточно сказать, что их общая ориентировочная стоимость составляет порядка 45 миллиардов евро, из них 35 миллиардов планируется освоить до 2020 года. Внесено предложение и по организации банками и Европейской комиссией серии региональных семинаров с целью обмена опытом и детального обсуждения вопросов, связанных с финансированием транспортных проектов.

Определенные проекты пока еще не имеют завершенного вида. Подчеркнута необходимость проведения дальнейших технико-экономических обоснований и анализов, включая разработку технических условий, экологическую экспертизу, определение механизмов финансирования проектов с целью их окончательной подготовки к реализации.

— Какие меры необходимо предпринять заинтересованным государствам континента, чтобы на полную мощь заработал транспортный интеграционный механизм?

— Для этого потребуется проведение целенаправленной работы по унификации, упрощению и рационализации юридических норм и стандартов. Рекомендовано проведение ряда мер по совершенствованию пограничного контроля, усовершенствованию и унификации таможенных процедур с учетом правил и рекомендаций международных конвенций и стандартов. Например, товарно-транспортная документация должна быть взаимно признаваемой на языке данной страны и на английском или другом взаимно согласованном языке. Предлагается, в частности, ввести единое время работы контрольно-пропускных пограничных постов, а также служб медицинского, санитарного и ветеринарного контроля, реализовать принцип «одного окна» и т. д. Предложено организовать внедрение контроля за мерами безопасности на транспорте, вытекающими из международных соглашений и стандартов, а также проводить совместно с соседними странами аудиторские проверки.

Подчеркивается и необходимость принятия комплексных мер по повышению безопасности движения на автомобильных дорогах, включая работу по совершенствованию поведения водителей, оснащению транспортных средств необходимыми элементами безопасности и защиты, модернизации дорожной инфраструктуры, внедрению систем организации и управления движением.

Все это потребует создания эффективной системы координации действий, обеспечивающих своевременную реализацию проектов развития главных транснациональных осей. Рекомендовано организовать международное сотрудничество, основанное на существующих моделях кооперации, координирующую роль в котором будет играть Европейская комиссия.

Благодаря созидательной политике Беларуси, направленной на развитие взаимовыгодных экономических и культурных связей со всеми государствами, ее позиции в европейском сообществе укрепляются. При формировании стратегии развития транспортной системы континента учитываются мнения и интересы нашей страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter