Готовы ли владельцы парковок предоставлять специальные места для инвалидов?

Транспорт (НЕ)ограниченных возможностей

Обновленный Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции», направленный на полную инклюзию людей с ограниченными возможностями в общество, содержит принципиально новую норму. Теперь все владельцы парковок обязаны будут обустраивать специально обозначенные места для транспорта инвалидов. Положение вступит в силу со следующего года. Как сейчас обстоят дела с парковочными местами специального назначения, мы посмотрели, проехавшись с минчанином-колясочником Владимиром Малышкиным по популярным объектам столицы.

С точки зрения водителей с инвалидностью, расположение парковочных мест для них у самого входа — наиболее удобный вариант.

Колеса заменили ноги

До 22 лет Владимир Малышкин ходил, как все, на своих двоих. Способность передвигаться он утратил, когда разбился на дельтаплане. Парень тогда учился на последнем курсе аграрного технического университета, и ему пришлось взять академический отпуск, а затем и вовсе перевестись на заочное обучение, чтобы лечиться и реабилитироваться одновременно. Диплом получал уже в инвалидной коляске.

Тем не менее после аварии жизнь не остановилась. «Корочка» инженера не запылилась. Владимир открыл свое дело по конструированию инвалидных колясок. Создал семью, растет сын. И даже со спортом мужчина не распрощался — играет в баскетбол на колясках. А благодаря приобретенным еще во время «ходячей жизни» навыкам вождения сохраняет мобильность, передвигаясь на личном автомобиле по городу и за его пределы. Машину, безусловно, пришлось переоборудовать, чтобы можно было пользоваться ручным управлением и удобнее манипулировать инвалидной коляской. Ведь она до момента следования к парковке выполняет роль багажа на заднем сиденье, а уже на остановке превращается в средство передвижения.

Парковка есть, но с полосой препятствий

Торговый центр «Алми» — один из наиболее часто посещаемых Владимиром объектов, поскольку находится недалеко от его дома. 
Сворачиваем на крытую парковку и останавливаемся на зоне со специальной разметкой. Здесь несколько мест для транспорта инвалидов. Они шире обычных. Владимир поясняет почему и наглядно это демонстрирует. Чтобы пересесть на коляску, ему нужно до упора распахнуть переднюю дверцу авто, отодвинуть заднюю, вынуть коляску, сесть в нее и объехать машину, не задевая соседние.
Со всеми этими манипуляциями Владимир справляется быстро без посторонней помощи. Но впереди его ожидает небольшая полоса препятствий. Чтобы попасть ко входу в торговый центр, нужно пересечь поток выезжающих с парковки машин, а затем еще и ряд стоящих авто. Согласитесь, для человека на коляске, которого очень легко не заметить, маршрут отнюдь не безопасный. Поэтому расположение особенных парковочных мест на отдалении от входа удачным для человека с ограниченными возможностями не назовешь.

Знака «Инвалид» на автомобиле не было, а объяснять что-то водитель не счел нужным.

— На коляске еще ничего, а ведь есть люди на протезах, которым преодолеть такое расстояние очень трудно, — комментирует Малышкин.

А вот у строительного гипермаркета «Материк» участок парковки для транспорта инвалидов определили более дальновидно — буквально в двух шагах от центрального входа. Может, поэтому, несмотря на утро понедельника, почти все из них оказались занятыми. Ага! А ведь знак «Инвалид» есть не на всех авто. И судя по тому, с какой скоростью один из владельцев выскочил из машины на своих двоих, чтобы журналисты с фотокамерой не успели задать вопросы, у него с опорно-двигательным аппаратом полный порядок. А вот с правилами дорожного движения и моральными принципами, увы, не очень.

— Обычная история, — комментирует пожилой владелец соседнего автомобиля, обозначенного специальным знаком. — Я человек нескандальный. Если нет свободных мест, просто уезжаю. Но поведение наглецов меня, безусловно, задевает.

Владимир Малышкин вспоминает свои наблюдения при пользовании этой парковкой. Любят пристроиться на места для инвалидов грузоперевозчики. Да еще, бывает, поставят микроавтобусы так, что легковушкам инвалидов и выехать отсюда невозможно.

— Не могу утверждать стопроцентно, что там за рулем здоровые люди, — говорит он. — Но доводилось наблюдать такую веселую картинку: микроавтобус подъезжает без знака, а на стоянке вдруг хлоп! — и знак появляется на лобовом стекле. Признаков нарушений опорно-двигательного аппарата у водителя не наблюдается, особенных пассажиров «на борту» — тоже. В такие моменты уместно интересоваться удостоверением инвалида. Роль ГАИ, которая отслеживает данный вопрос и штрафует особо хитрых автовладельцев, переоценить сложно.

Навстречу особенным водителям

Впереди шлагбаум охраняемой парковки рынка «Западный». Едва завидев машину Владимира, сотрудник тут же спешит к нам, интересуется целью визита и жестом указывает:

— Вам вон в тот угол слева!

Внимательное дружественное отношение к особенным водителям — посетителям рынка очевидно. И специально предназначенные места оказались свободными и расположенными ближе всего ко входу, чтобы сократить дистанцию к торговым рядам для маломобильного человека.

Владимир Малышкин.

Позаботилась о владельцах авто с особенностями и администрация поликлиники № 31, за которой Владимир Малышкин территориально закреплен. Парковочные места здесь «прописали» почти у самого пандуса, ведущего к двери медучреждения. Их, правда, всего два. Но, учитывая дефицит свободных площадей, это и без того исключительная щедрость.

Случаев, когда за место приходилось конкурировать, Владимир и не припоминает. Сколько раз сюда приезжал — рядом всегда было свободно. Подытоживает:
— Парковочные места для транспорта людей с ограниченными возможностями сегодня предусмотрены практически на всех крупных объектах Минска. Единственное, что они не всегда расположены в оптимальной для человека с трудностями передвижения зоне. Этому есть и объективные причины. Чем старше район, застройка, тем сложнее в нее интегрировать места для инвалидов. В новых микрорайонах уже на этапе проектирования здания и территории закладываются все элементы безбарьерной среды.
Минчанин отмечает, что ситуация с парковками для транспорта инвалидов в столице заметно улучшилась по сравнению с тем, что было 10 — 12 лет назад:

— Раньше и мест-то таких не было. А когда стали появляться, их занимали кто ни попадя. Я, например, постоянный посетитель спортивно-реабилитационного центра на базе Белорусского ортопедического протезно-восстановительного центра. Давно хожу туда играть в баскетбол. Когда там впервые обустроили парковку для транспорта инвалидов, оставляли на ней свои машины вполне себе ходячие жители соседних домов. Приедешь на тренировку, а приткнуться негде. А потом установили шлагбаум — и проблема решилась.

КСТАТИ

Как рассказали в пресс-службе ГАИ ГУВД Мингорисполкома, за первое полугодие выявлено более 360 фактов неправомерной стоянки транспортных средств на местах, предназначенных для стоянки автомобилей инвалидов. Нарушение влечет за собой штраф в размере двух базовых величин (64 рубля).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктория Гречиха, начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты:

— Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» закрепляет обязательство выделять места для стоянки транспорта инвалидов на всех парковках. Эти места предназначены для машин, которыми управляют инвалиды I и II группы, а также инвалиды III группы с нарушением опорно-двигательного аппарата или же лица, перевозящие взрослых инвалидов или детей-инвалидов.

Закон предусматривает бесплатное пользование инвалидами автопарковками. Основание для освобождения от платы — удостоверение инвалида, выдаваемое в соответствии с законодательством о здравоохранении.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter