Трансгенная коза как повод для дискуссии

«БН», как и обещала, продолжает отслеживать ситуацию с уникальным проектом «БелРосТрансген». Напоминаем: отечественные ученые вместе со своими российскими коллегами добились того, что «вживили» козе... ген человека!

Два взгляда на совместный эксперимент белорусских и российских ученых…

«БН», как и обещала, продолжает отслеживать ситуацию с уникальным проектом «БелРосТрансген». Напоминаем: отечественные ученые вместе со своими российскими коллегами добились того, что «вживили» козе... ген человека!

Для чего? Планируется, что выделение белков лактоферрина, проукиназы из молока трансгенных животных и производство на их основе продуктов питания помогут решать многие проблемы: укреплять здоровье грудничков, легче справляться с последствиями инфарктов миокарда… В номерах «БН» за 5 мая и 25 июня с. г. рассказывалось об истории вопроса, ходе эксперимента, а также о том, что думают в Минздраве Республики Беларусь о возможном применении отечественного лактоферрина. Но, оказывается, на проблему можно взглянуть и с дискуссионной точки зрения. Ее идею подбросил наш читатель, кандидат сельскохозяйственных наук Валерий Соляник. Предлагаем вам ознакомиться с двумя точками зрения…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Встроенный ген – еще не феномен

С большим интересом ознакомился с публикациями Инны Гармель («БН» от 5 мая и 25 июня с. г.), посвященными исследованиям в рамках проекта «БелРосТрансген-2». Да, проблема выделения лактоферрина и проукиназы из молока трансгенных коз заслуживает самого пристального внимания. Ведь речь идет и о здоровье нации в целом, и о прорывной технологии, которая может вывести Беларусь в лидеры нового этапа развития фармацевтики. Но насколько эффективно велись работы в рамках и первого, и второго этапов необычного эксперимента?

НА МОЙ взгляд, программа Союзного государства «Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на базе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных», которая реализовывалась в 2003—2006 годах, была провалена. Судите сами: на 31 декабря 2006-го, когда завершился «БелРосТрансген-1», не было получено козье молоко с лекарственными белками человека и не исследованы количество, биологическая активность лактоферрина и проукиназы. Между тем одним из пунктов программы «БелРосТрансген-1» на 2005—2006 годы значилось «исследование продукции лактоферрина и проукиназы, секретируемых с молоком первичных трансгенных коз». Под эту работу, а также на сами эксперименты по получению первичных трансгенных коз выделялось в общей сложности 9,5 миллиона российских рублей. Интересно было бы узнать и у наших ученых, и у российских, на какие цели истрачены эти  средства? Ведь к завершению первого этапа программы «БелРосТрансген», во-первых, не было получено козье молоко с лекарственными белками человека, а во-вторых, не исследовались лактоферрин и проукиназа, которые должны были выделяться из молока.

По-моему, никто из участников проекта, хотя они обязаны были это сделать еще до открытия финансирования, во-первых, не прогнозировал, что произойдет, если не будут выполнены отдельные этапы работ. А во-вторых, какие меры следует предпринимать, если за четыре года, с 2003 по 2006-й, не будет достигнута конечная цель программы — получено молоко с лекарственными белками человека? Кто в ответе за отсутствие реального выхода продукции? А ведь именно на получение молока животных с лекарственными белками человека ученые научно обосновывали и запрашивали у Союзного государства 1,5 миллиона у. е., сами определяли срок достижения конечной цели — четыре года… А теперь, получается, прошло время — не стоит снова ворошить прошлые недоделки?

Возникают и другие вопросы. К примеру, насколько эффективно и рачительно использованы средства, затраченные на выполнение программы? Построена козья ферма (на две сотни голов), на что затрачено 30 процентов (0,5 миллиона у. е.). И это при том, что на территории СПК «Заречье» Смолевичского района имелось немало не эксплуатируемых, но пригодных еще зданий — бывшего госплемпредприятия, овцеводческой фермы, скажем. Почему себестоимость внедрения генной конструкции на мыши (одной операции) — 0,15 тысячи у. е., а на козе — уже тысяча? Вообще, интересно, а какая выйдет себестоимость производства одного грамма лактоферрина и проукиназы, если учесть все понесенные затраты — на содержание животных, проведение операций, выделение белков из молока, их биологическую оценку? Сравнивал кто-нибудь эту себестоимость с той, которая  выходит при получении лактоферрина и проукиназы в странах дальнего зарубежья?

Разработчики союзной программы в обоснование своих планов лишь утверждали: «Стоимость одного курса лечения проукиназой составляет одну тысячу, а стоимость 1 грамма лактоферрина — 2000—2600 долларов США. Выполнение проекта позволит снизить стоимость препаратов в 10—20 раз». Назывался также размер предполагаемой ежегодной прибыли — 6 миллиардов у. е. Но, позвольте, такой подход — поверхностный: по сути, между показателем «стоимость препарата» и «себестоимость» ставится знак равенства. Что, по экономическим законам, не одно и то же!

Не стоит забывать и о том, что немало средств ежегодно тратится на содержание Биотехнологического центра. Но надлежащим ли образом учитывается, используется мясо убитых животных, производимое молоко? Пытаются ли исследователи снизить финансовые затраты на содержание центра, в то время как еще не решена главная задача — не получены лактоферрин и проукиназа?

Между тем первый этап программы признан завершенным. На сей счет получен и принят к сведению представленный Федеральным агентством по науке и инновациям (Россия) и Национальной академией наук Беларуси аналитический отчет о выполнении. А где же обещанное учеными молоко с лекарственными белками человека? За 1,5 миллиона у. е. не проще было бы приобрести почти килограмм лактоферрина и передать его в больницы, спасти жизни многим пациентам? Взамен же имеются только аналитический отчет и ежегодные финансовые затраты на содержание Биотехнологического центра...

Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук

г. Жодино

Проверки не выявили нарушений…

С уважением отношусь к мнению оппонента, но первым делом хотел бы напомнить: постановлением Совета Министров Союзного государства от 8 мая 2008 года № 15 было подтверждено успешное завершение программы «БелРосТрансген». В этом же документе сказано «…о необходимости продолжения дальнейшей совместной работы по получению и исследованию трансгенных животных…» Потому, собственно, и принята новая программа «БелРосТрансген-2». Утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 июня 2009 года № 23.

ДАЛА ли программа «БелРосТрансген» реальный эффект? В 2003—2007 годах создана научная и технологическая основа для организации в Союзном государстве фарминдустрии нового типа. Она предусматривает использование трансгенных животных для получения рекомбинантных белков, отвечающих за многие жизненно важные функции организмов ребенка и взрослого. Появился не имеющий аналогов на постсоветском пространстве современный специализированный Биотехнологический центр. Созданы генные конструкции, изучены свойства рекомбинантного лактоферрина, разработана технология и получены первичные трансгенные козы. А это — достижение мирового уровня, совместный успех ученых Беларуси, России в области трансгенной биотехнологии.

Насчет рационального использования средств… Еще в течение реализации первого этапа программы проводились проверки Комитетом госконтроля Республики Беларусь и Счетной палатой Российской Федерации. Нарушений по целевому использованию средств из бюджета Союзного государства не выявлено. А о результатах программы неоднократно докладывалось на форумах союзных программ, международных конференциях, шло активное освещение хода проекта по радио и телевидению — с учетом мнений руководителей и специалистов разных уровней и направлений деятельности.

Что планируем делать дальше? Формирование стад животных-продуцентов и их использование предусмотрены мероприятиями программы «БелРосТрансген» (ее реализация — 2009—2013 годы). Здесь и строительство животноводческого комплекса для трансгенного поголовья, и размножение животных, и получение от них молока, и разработка технологий выделения лекарственного белка из молока, а также разработка, согласование и утверждение технологической документации, регламентов на белок, изготовление опытных партий лекарственных препаратов и пищевых добавок с оформлением соответствующей документации.

Дело, которым мы занимаемся, — не из рядовых научных исследований! По сути, идет становление новой фарминдустрии в масштабах Союзного государства: с использованием трансгенных сельскохозяйственных животных, продуцирующих в молоке лактоферрин человека. Это направление развивается в наших странах впервые, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на ведение работ.

На сегодняшний день в Биотехнологическом центре с опытным производством в деревне Будагово имеется 85 трансгенных животных, в том числе — 12 коз-продуцентов с наличием в молоке от 0,25 до 5,85 г/л лактоферрина человека. Целенаправленно продолжаем работать над увеличением количества трансгенов. Также осуществляется размножение трансгенных животных. Разработана проектно-сметная документация на строительство комплекса для содержания животных-продуцентов, заключаются договора на лабораторное выделение лактоферрина человека из молока продуцентов. Вся работа проводится согласно утвержденным Совмином Союзного государства мероприятиям, с учетом строгого целевого вложения выделенных средств…

Александр БУДЕВИЧ, научный руководитель проекта с белорусской стороны,
заведующий лабораторией воспроизводства и генной инженерии
сельскохозяйственных животных НПЦ по животноводству НАН Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter