Трансгенам пора выйти из подполья

Зачастую потребитель не знает, содержатся ли в том или ином продукте генетически-модифицированные организмыВидели ли вы когда-нибудь на продуктах маркировку “Содержит ГМО”? Я лично нет, как и многие мои знакомые. О генетически-модифицированных организмах вообще информации у наших людей очень мало. МОО “Экосфера” инициировало проведение в декабре 2006-го — марте 2007 года социологического исследования по поводу отношения людей к ГМО-продуктам. На вопрос “Будете ли вы покупать такие продукты?”, 90 процентов опрошенных белорусов ответили отрицательно либо затруднились ответить. Столько же людей считают генетически-модифицированные организмы и продукты с их использованием небезопасными или колеблются в выборе. В России цифры чуть ниже: 70 процентов опрошенных считают ГМО опасными и 66 процентов предпочтут купить более дорогие продукты без трансгенов. Между тем сегодня существует несколько сотен видов генетически измененных организмов. По данным международной экологической организации “Гринпис”, подобными технологиями пользуются многие концерны, производящие фаст-фуд, шоколад, газированные напитки. Проблему обсудили на этой неделе на круглом столе “Зеленый свет для продуктов без ГМО”, организованном по инициативе МОО “Экосфера” в Орхусском центре Беларуси.

Что на ярлыке?
Совет Министров еще в начале 2005 года принял постановление № 434 о некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах, в котором, в частности, говорится о запрете включения ГМ-составляющих в детское питание. Перечень продуктов, подлежащих обязательному анализу на ГМО, в нашей стране включает только сою и кукурузу. Проверяется импортное детское питание только по этим двум составляющим и выдается документ, что ГМО отсутствует. Однако как быть, если в питание входят рис, яблоки, персики, другие овощи и фрукты, имеющие ГМ-аналоги и производящиеся в мире в промышленном объеме? Свежие овощи и фрукты вообще не проверяются на ГМ-принадлежность при импорте в Беларусь. Очевидно, что перечень должен быть расширен.
По просьбе депутатов парламента Минское общество потребителей проверило торговые организации столицы. По словам депутата Палаты представителей Национального собрания Беларуси Валерия Лекторова, до 10—15 процентов взятых на анализ немаркированных продуктов содержало ГМ-компоненты.
В Законе Республики Беларусь “О безопасности генно-инженерной деятельности”, принятом 9 января 2006 года, понятие “генно-инженерный (генетически измененный — модифицированный, трансгенный) организм” определяется как живой организм, содержащий новую комбинацию генетического материала, полученного с помощью генной инженерии. К примеру, в картофель вводят ген бобового растения, и в результате он защищен от тли. Постановление Совмина, о котором шла речь выше, устанавливает, что производители продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов), пищевых добавок должны указывать на каждой единице потребительской тары (этикетке, контрэтикетке, ярлыке) или ином носителе информации об этом. При отсутствии этих сведений и соответствующих документов торговый оборот таких продуктов запрещается. Впрочем, если ГМС  в исследуемой пробе выявили, оформляется заключение о возможности государственной гигиенической регистрации такой продукции только как генетически модифицированной с нанесением на упаковку информации об этом. До сих пор ни одна линия по производству генно-модифицированных продуктов в Беларуси не зарегистрирована, однако, по словам депутата, ГМО выявили даже в детском питании одного из белорусских заводов. Но до сих пор за нарушение постановления никто наказан не был.
Опасны ли ГМО?
 Ученые не могут прийти к однозначным выводам о влиянии трансгенов на здоровье человека и окружающую среду. Учитывая сравнительно недолгую историю исследований и применения ГМО в медицине и сельском хозяйстве отдаленные последствия применения технологий, связанных с использованием ГМО, не всегда могут быть предсказаны достоверно. Однако, поскольку остановить стремительное развитие биотехнологий невозможно, треть стран мира, в том числе Россия и большинство стран Евросоюза, обязали производителей указывать наличие ГМО в продуктах питания.
Противники маркировки отмечают, что ее введение повысит цены на продукты: покупатель оплатит стоимость экспертизы из своего кошелька. Приводят и такой аргумент: зачем поднимать в стране ажиотаж вокруг генетически модифицированных продуктов, если белорусскому потребителю “грозят” всего лишь два сорта трансгенной сои да через несколько лет к ним могут прибавиться томаты и картофель? Но, на наш взгляд, в соответствии с законодательством каждый покупатель должен иметь выбор: покупать ему генетически модифицированные продукты или нет.
Где искать?
Генетически модифицированные продукты можно разделить на три категории. Во-первых, это продукты, содержащие ГМ-ингредиенты (в основном это кукуруза и соя). Во-вторых, это продукты переработки трансгенного сырья, например соевый творог, соевое молоко, чипсы, кукурузные хлопья и томатная паста. В-третьих, это трансгенные овощи-фрукты, а в скором времени, возможно, и животные, непосредственно употребляемые в пищу. На что потребителю стоит обратить внимание? По информации, предоставленной участникам круглого стола, если на маркировке стоит отметка, что продукт произведен в США и в его составе есть соя, кукуруза, рапс или картофель, то очень большая вероятность, что он содержит ГМ-компоненты.  Большинство продуктов, основу которых составляет соя, произведенная не в США, но за пределами Беларуси и России, также могут быть трансгенными. Если на этикетке стоит надпись “растительный белок”, то это, скорее всего, соя и очень вероятно — трансгенная.
ГМО могут скрываться за индексом Е, однако это не значит, что все добавки Е — трансгенные. ГМО могут в принципе содержаться в соевом лецитине или лецитине Е 322 (используется в молочных смесях, печенье, шоколаде), рибофлавине (В2), иначе известном как Е 101 и Е 101А (его добавляют в каши, безалкогольные напитки, детское питание и продукты для похудения). Карамель (Е 150) и ксантан (Е 415) также могут быть произведены из ГМ-зерна. Иногда на этикетках названия добавок указываются только словами, в них также нужно уметь ориентироваться. Соевое масло используется в соусах, пастах, пирожных и хорошо прожаренной еде в форме жира для придания вкуса. Растительное масло или растительные жиры чаще всего содержатся в печенье, зажаренной “намертво” еде типа чипсов. Мальтодекстрин добавляют в детское питание, порошковые супы и десерты. Глюкозу или глюкозный сироп могут производить из кукурузного крахмала, содержится она в напитках, десертах и “фаст-фуде”. Декстроза придает печенью, пирожным и чипсам коричневый цвет, используется в высокоэнергетических спортивных напитках. Аспартам —подсластитель, содержащийся в газировках, жвачке, кетчупах, может быть произведен при помощи ГМ-продуктов.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter