Какие знаменитые товары производились в Белорусской ССР

Трансформеры в битве за урожай и настойка со вкусом Беловежской пущи

«СВ» продолжает рассказ о самых знаменитых товарах, производившихся в Белорусской ССР. Начало в номерах за 3 и 10 июня и на сайте souzveche.ru.

«Беларус»: универсальные солдаты


Даже если вы никогда не были в деревне или на ферме, наверняка видели «Беларус». И могли не догадаться, что попавшаяся на пути чудо-машина – трактор.

Дело в том, что советские инженеры, разработавшие «МТЗ-80» – самую популярную модель Минского тракторного завода, создали настоящего универсального солдата. Это только человеку, далекому от сельского хозяйства, кажется, что ничего хитрого в устройстве трактора нет. С учетом всех возможных модификаций, дополнительных опций и устройств на базе одного трактора можно было создать 230(!) разных машин.

Тем более что пригодился он не только на полях, но и на городских улицах. «Легким движением руки» трактор превращался в экскаватор, погрузчик, уборочную машину, поливалку… Голливудские трансформеры отдыхают.

Этот трактор умел не только пахать в разных климатических зонах необъятного СССР. «Беларус» может работать на овощных грядках и на хлопковых плантациях, в лесных хозяйствах и в огороде.


В 1961 году выпуск 200-тысячного трактора отметили митингом. Фото: belarus-mtz.by

ИСТОРИЯ


Как и многие другие промышленные гиганты, Минский тракторный завод основан после Великой Отечественной войны, когда нужно было восстановить чуть ли не все отрасли народного хозяйства, в том числе и аграрную.

Забавно, что раньше первой машины на строящемся заводе вышла многотиражная газета «Трактор». В первых номерах рассказывалось о всесоюзной стройке, чтобы поддержать боевой дух у съехавшихся в Минск активистов.

Производство начали с трактора «Кировец КД-35», технологию которого привезли из Липецка. Потом перешли к собственным разработкам, подоспели как раз к началу освоения целины. В 1958 году отметили выпуск стотысячного трактора. Через пятнадцать лет с конвейера сошла миллионная машина. В 1961 году было основано всесоюзное объединение «Тракторэкспорт», которое занималось продажами белорусских машин за рубеж. Партнеры СССР из социалистического блока были только рады такому предложению.

Не заставили себя ждать и награды: в 1966 году завод получил орден Ленина с формулировкой: «за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, создание новых конструкций машин и внедрение новой техники».

– Ничего лучше «Беларусов» пока не придумали, – уверен фермер из Саратовской области Азамат Бикешев. – В советские времена на нем работал. И сейчас, когда веду свое большое хозяйство, купил новые модели. Они понятные, простые, выносливые. Настоящие трудяги.


«МТЗ-123Н» легко помещается в прицеп легковушки, а пашет при этом за десятерых. Точнее, за 13 – столько в мини-тракторе лошадиных сил. Фото: wikimedia.org


СЕЙЧАС

Универсальность – и сегодня одно из главных качеств тракторов Минского тракторного завода. Фермерам предлагают более ста моделей в 200 сборочных вариантах. Неудивительно, что белорусские тракторы покупают очень многие – поставки налажены в половину стран.

Чтобы оптимизировать экспорт, предприятие открыло два десятка сборочных пунктов: в России, Китае,  Румынии, Египте, Алжире, Венесуэле. Да и сам МТЗ уже не просто Минский тракторный завод, а огромный холдинг, объединяющий восемь предприятий по всей Беларуси и входящий в восьмерку крупнейших мировых производителей сельхозтехники.

В 2006 году, когда МТЗ отмечал 60-летие, инженеры завода создали самый мощный трактор в мире – никогда еще 450 лошадиных сил не собирали под капотом «труженика полей». Помнят здесь и об истории, в 2004-м отреставрировали миллионный «МТЗ-52». В машине заменили все узлы и детали, которые специально изготовили в цехе опытного производства, саму модель с производства давно сняли. Таким образом машина получила вторую жизнь.

С 2002 года в Ростове-на-Дону проходят гонки на машинах производства МТЗ «Бизон-Трек-Шоу». Несмотря на то, что в них участвуют команды из России, Беларуси и других стран, все гоняют на «Беларусах». В последние годы соревнования собирают по сорок тысяч зрителей. Гонщикам нужно преодолеть одиннадцатикилометровую трассу с крутыми поворотами, трамплинами, препятствиями и скоростными участками.

«Гефест»: «блюдо» французской кухни


Многие вещи, которые кажутся нам обыденными, для наших родителей и бабушек с дедушками такими не были.

Те с трепетом и нетерпением ждали, когда в их города придут электрификация и газификация. А раз уж в домах появился газ, нужны газовые плиты. Их производство удалось наладить не сразу, поэтому в 1950-е они были в дефиците.

– Вместе с дачей достался раритет – газовая плита «Брестгазоаппарат» 60-летней давности. Отмыл, притер клапаны, вставил стекло в духовку – работает! Таких пирожков, как из нее, я больше нигде не пробовал, – делится впечатлениями Анатолий Грачев из Нижнего Новгорода. Со временем газовая печка перестала быть роскошью, перейдя в разряд необходимости. Если советская плановая экономика и была неповоротлива, то взяв курс и раскачавшись, набирала срьезные обороты.


Брестские плиты популярны во все времена. Фото: БелТА

ИСТОРИЯ

Начинали здесь с малого. «Брестгазоаппарат» образован как ремонтный завод в 1951 году. До выпуска первой партии собственной продукции в Бресте доросли только через семь лет. Это была небольшая плита с двумя конфорками. Более привычные всем нам четырехгорелочные освоили к 1968-му. Зато в первой же большой модели была духовка, а также автоматика безопасности и розжига.

Мы гордимся разработками наших ученых и инженеров. Но иногда все нужное уже придумано, изобретать велосипед нет смысла. В 1973 году руководство БССР подписало договор с французским концерном. Согласно документу на «Брестгазоаппарат» должны были поставить новое оборудование. Тогда и стали трудиться стахановскими темпами. Для того, чтобы сделать первые сто тысяч плит, предприятию понадобилось три года. Теперь штамповали по пятьсот тысяч штук в год. Качество только выросло!

Такие перемены не могли не заметить покупатели. Скоро белорусские газовые плиты стали объектом охоты по всему Союзу.

А благодаря производительности обновленного завода, сверкающую белую «печку» приходилось ждать недолго.

В брежневскую эпоху популярностью пользовалась не только продукция завода, но и работа на нем. Зарплаты давали высокие, руководство заботилось о «социалке»: строились детские сады, общежития и даже санаторий.


Хорошо обученный рабочий должен собрать современную плиту за считанные минуты, иначе с такими объемами не справишься. Фото: БелТА

СЕЙЧАС

На заводе трудится более четырех тысяч человек. Первый набор был всего 59 сотрудников! За год предприятие выпускает 900 тысяч плит. Этого хватило бы, чтобы построить линию из газовых плит от Красной площади до российско-белорусской границы.

80 процентов продукции «Гефеста» уходит... конечно же, в Россию, к основным покупателям. Но и о других рынках в Бресте не забывают. Купить плиту «Гефест» можно в любой стране СНГ.

Здесь продолжают обновлять производство: крепко встав на ноги в 1990-е, предприятие стало закупать за рубежом новые станки и технологии. Так что сейчас плиты «Гефест» ничем не хуже европейских. В 1994 году контрольный пакет акций завода купил российский «Газпром», и связь предприятия с соседним государством стала еще теснее.

Под той же торговой маркой выпускают электрические плиты, посудомоечные машины, воздухоочистители.

«Зубровка»: со стола генсеков


Удивительным образом оба знаменитых алкогольных напитка Беларуси оказались связаны с правителями СССР. «Зубровка» была любимым алкогольным напитком Леонида Брежнева. Впервые настойкой его угостило руководство Белорусской ССР в Беловежской пуще. Генсеку она так понравилась, что у его личной охраны появились новые хлопотные обязанности.


Леонид Ильич с удовольствием угощал «Зубровкой» коллег. Но после протокольного бокала с шампанским и в неформальной обстановке. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

– Нужно, чтобы у генерального в любое время дня и ночи была под рукой «Зубровка». На всякий случай, – вспоминает Владимир Медведев, заместитель начальника охраны Леонида Ильича.

С тех пор Брежнев требовал, чтобы во все поездки для него брали заветную бутылку, охрана клала ее в портфель, предварительно разбавив водой.

А настойку «Беловежская пуща» и вовсе «открыл» Никита Хрущев. 43-градусную «огненную воду» он попробовал из фляжки егеря в Беловежской пуще, когда возил туда Фиделя Кастро. Настойка на травах пришлась генсеку по душе, и второй секретарь ЦК КП Беларуси Петр Машеров получил задание:

– Чтобы через год этот напиток стоял у меня на столе!

Ослушаться было невозможно, и к егерю послали технологов с ближайшего ликеро-водочного завода.

ИСТОРИЯ

Судя по отчетам Минпрома, побаловать себя белорусской настойкой любили не только главы государства. На ее производство за год в СССР уходило пятьсот тонн той самой зубровки – растения семейства злаковых, любимого лакомства животных-богатырей. Именно этот ингредиент придает напитку характерный вкус, горький и жгучий. «Зубровку» часто называют водкой, что не удивляет, учитывая ее 40-процентную крепость.

Делать настойку на траве начали еще в XVI веке в Речи Посполитой, а спустя двести лет «Зубровка» была любимым напитком польской знати. К началу

XX века изобрели способ массового производства, и она пошла в народ. Поначалу ее производили только в Бресте, когда он был еще польским городом.

«В семь пятнадцать у ворот собирается народ,
Собирается народ – едет за город завод.
Всем знакомая картина – за машиною машина,
Позади везут буфет. И чего там только нет!
Ящики с перцовкой, ящики с зубровкой!»


По этим шутливым стихам нетрудно понять, какое было отношение к напитку у советского народа.

Что касается «Беловежской пущи», то запустить ее заводское производство к тому времени, когда напиток распробовал генсек, уже не составляло никакого труда. Местные жители, создавшие оригинальный рецепт настойки, вовсе не гнались за оригинальностью, просто у них не было аппаратов для очистки самогона. Вот и приходилось бороться с неприятным запахом и привкусом с помощью заповедных трав. Их в настойку идет целый букет, так что вкус получается более богатым и насыщенным, чем у той же «Зубровки».

СЕЙЧАС

Сегодня в Бресте на ликеро-водочном заводе производят «Брестскую зубровку», в Минске – «Белорусскую зубровку». Какая из них настоящая?

Если опираться на букву закона, то… российская. Товарный знак «Зубровка» (без эпитетов и дополнений) принадлежит Федеральному казенному предприятию «Союзплодоимпорт». Вот и приходится белорусам выкручиваться с названиями.

Кстати, чудесная трава зубровка, на которой настаивают водку, растет только в Беловежской пуще.

– Зубровка собирается вручную в середине лета, высушивается и добавляется в виде экстракта, – говорят специалисты.

Сегодня настойку можно без проблем найти в крупных магазинах Минска, Гомеля или Могилева. А вот в России достать ее не так-то просто, особенно в областях, не граничащих с Беларусью. Так что если отправляетесь в соседнюю страну в гости или командировку, просите привезти гостинец.

Оценили напиток далеко за пределами страны. В Америке, чтобы не смущать покупателя непонятными словами, настойка продается под названием Bison Vodka. Но той самой уникальной травы из Беловежской пущи в ней нет – запретили из-за некоторых содержащихся в ней веществ. Так что приходится американцам пить алкоголь с ароматизаторами и красителями.

Не менее популярна и «Беловежская пуща», на этикетке которой тоже красуются зубры. Только вот достать ее будет посложнее, делают настойку в Витебске, причем в основном на экспорт. Если увидите округлую бутылку в магазине, обязательно возьмите. Как смущенно рассказывал Хрущеву тот самый егерь, настойка помогает от простуды и гриппа. Мол, не выпивают они вовсе, а лечатся.

Дмитрий КОЗУРОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter