Цифровая эволюция: в кого мы превращаемся?

Трансформация Homo

Человек постоянно совершенствуется, но так уж повелось, что за любые «плюшки» венцу творения приходится расплачиваться: за прямохождение — остеохондрозом, за высшую нервную деятельность — мигренями и так далее. Наша система познания мира тоже трансформируется. И пусть последствия этого процесса не так очевидны, как, допустим, боли в спине, менее существенными они не становятся.

Коллаж Ольги Александровой

Главное — внутри

Что бы ни выдумывали таблоиды вроде The Sun, периодически публикующие жуткие портреты людей будущего с неимоверно длинными пальцами (по причине постоянной работы с клавиатурой), вытаращенными глазами (из-за частых просмотров видео) и прочими нелицеприятными метаморфозами, серьезная наука полагает, что процесс трансформации тела человека на данный момент завершен. Проще говоря, все, что эволюция хотела, она с нами уже сотворила, и никаких причин далее «издеваться» над физическим обликом Homo sapiens у нее нет.

Справедливости ради стоит сказать, что за 200 тысяч лет, прошедших с момента появления наших прямых предков, ДНК которых несет в себе любой человек (митохондриальных Адама и Евы), люди и так порядком изменились. Палеоантропологи не зря едят свой хлеб, и благодаря их наработкам (например, реконструкции лицевых тканей по черепу) можно увидеть работу эволюции воочию. По сравнению с пращурами, жившими в каменном веке, мы стали менее волосатыми и не такими сутулыми, как они, потеряли способность шевелить ушами и приобрели уникальную форму черепа, отличную от остальных приматов. Смена пищевого рациона лишила нас клыков и изменила форму зубов, способность мастерить орудия труда усовершенствовала мелкую моторику пальцев и так далее.

Допустим, в плане нашего внешнего вида эволюция «нажала на паузу». А что же с внутренним миром? 

Плюс или минус

В последние годы можно часто услышать, что у молодежи формируется клиповое мышление (от английского clip — «фрагмент текста»). Психологи таким положением дел недовольны: у «клип-человека» мышление из данного природой системного (аналитического) трансформируется в поверхностное. Ему сложно сосредоточиться, читать и понимать длинные тексты, смотреть умные фильмы и так далее. Короче говоря, тупой и еще тупее. Однако не все относятся к ситуации отрицательно.

Например, нейрофизиологи считают, что не все так страшно, это закономерный и логичный ответ нейронных сетей на жизненные реалии. Кстати, изменяется не только молодое поколение, но и все, кто регулярно использует возможности смартфона, компьютера и интернета.

По сути, если не брать реально катастрофические случаи (дураков всегда хватает), речь идет о глобальной перестройке способа восприятия и архивирования информации у всего нашего вида. Сейчас, сохранив ссылку, за минуты находишь все, что требуется. То есть на первый план выходит необходимость не запомнить информацию, а зафиксировать в памяти место, откуда ее можно быстро извлечь.

Лишний раз напрягаться мозгу никогда не нравилось, а тут просто праздник какой-то! Но проблема в том, что, во-первых, без подспорья в виде глобальной сети мы, получается, практически ничего не знаем (сформулируем это так). Во-вторых, поскольку у молодежи в отличие от людей, заставших мир без интернета, нет базы классического образования (когда заставляли много и долго читать книги), случаются явные перегибы. Ирония в том, что от информационных гаджетов мы не откажемся. И поскольку они явно будут развиваться дальше, решить проблему вроде как и не светит. По крайней мере, пока.

Чем сердце успокоится

Если оперировать простыми аналогиями, то сейчас у мозга Homo sapiens своего рода каникулы. Он наслаждается доступностью любых данных и возможностью в кои-то веки реально не напрягаться. Но это ненадолго. Совсем оту­петь не в его интересах, поскольку аналитическая работа нейронных сетей — смысл его существования. А значит, в конце концов он придумает схему, при которой будет соблюден разумный баланс. Хотя именно сейчас мозг как раз и вырабатывает принципы нового типа мышления человека, которое можно обозначить как цифровое. Какие они?

Для начала определим разницу. Есть люди, на которых гаджеты воздействуют разрушительно: они сутками зависают в TikTok и, мягко говоря, умом не блещут. Мозг остальных воспринимает информационный шквал как вызов. Это и есть отправная точка эволюционных изменений. Особенность нынешней жизни такова, что поток входящей информации прерывается только тогда, когда мы спим. В период бодрствования нас атакуют со всех сторон новости, мессенджеры, реклама, ТВ, радио и так далее. И это еще без учета рабочих вопросов. Такой атаки на маленькие серые клеточки в истории человечества еще не было. И хотя мозг обладает огромными ресурсами, он вынужден вычленять нужное, чтобы не «вскипеть». На глубокий анализ каждого фрагмента времени нет, выработалось правило 8 секунд: если в течение этого времени информация не зацепила, она игнорируется.

Следующее изменение — навык мгновенного переключения между несколькими задачами. До недавнего времени нейрофизиологи утверждали, что мозг не терпит многозадачности и не может так работать. Но оказались перед фактом, что современные молодые люди уже так живут. Писать, читать, общаться, есть, слушать музыку одновременно для них норма. При этом они имеют несколько специальностей (и везде успешны), молниеносно переключают внимание с рабочих вопросов на кофе, потом на личный разговор, потом на мессенджер. И все это с максимальной скоростью и без вопроса «О чем мы говорили?». А это уже цифровое мышление в чистом виде.

Работа над ошибками

Если во всем мире вдруг в одночасье не исчезнут и не перестанут развиваться средства коммуникации, то трансформация мышления человека продолжится. Сколько времени потребуется на полный апгрейд — вопрос сложный. Но учитывая, что молодое поколение уже перестроилось, а именно оно передаст последующим Homo свою ДНК, много времени это не займет. Сейчас задача мозга — накопить данные и сосредоточиться на устранении, выражаясь языком айтишников, багов — программных ошибок, которые неизбежно возникают, потому что изменения внешней среды происходят слишком стремительно.

О том, что не найдена золотая середина между скоростью мышления и его качеством, мы уже говорили. Не зря специалисты (кстати, не только психологи) отмечают, что у молодого поколения оно достаточно поверхностное. Кроме того, необходимость быстро принимать решения серьезно снизила глубину эмоциональных реакций. Подростки способны с невозмутимым лицом смотреть фильмы ужасов и хрустеть чипсами. Парадокс в том, что в жизни они вовсе не являются жестокими. Также есть проблема с длительными размышлениями и аналитикой причинно-следственных связей, что тоже не радует.

В ТЕМУ

Хотя термин «информационные технологии» вошел в обиход относительно недавно, они существовали всегда и развивались непрерывно — от шумерских клинописных табличек до компьютеров. При этом, что совершенно естественно, каждый этап определенным образом влиял на человека. Например, распространение книг и привычка читать добавили мозгу оперативной памяти (это как минимум). Но ничто так не изменило людей, как появление информационных гаджетов.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter