Трансъевразийский транзит

Еще один год строительства Союзного государства (СГ) подходит к концу. Своими впечатлениями о работе с корреспондентом «СВ» делится заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного комитета Василий ХРОЛ.

– Василий Петрович, в Минске недавно прошло заседание Совета Министров Союзного государства, впервые возглавляемое новым премьер-министром Виктором Зубковым. Каковы ваши впечатления?
– Очень хорошие. Уже через три дня после заседания Совмина Виктор Алексеевич позвонил премьер-министру Беларуси Сергею Сидорскому, чтобы обсудить с ним вопросы, требующие решения. Далее. Первый рабочий визит новый премьер-министр России нанес в Беларусь – одну из стран – участниц Союзного государства. Считаю это символичным. Понравилось и его заявление о том, что мы должны проанализировать, как рабочие группы и комитеты претворяют в жизнь договоренности и соглашения, существующие в рамках Союзного государства.
У нового премьер-министра СГ конкретная, четкая задача: увеличивать товарооборот и улучшать условия работы наших предприятий.
Нам понравилась позиция Виктора Зубкова, кстати, совпадающая с позицией Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина. Он сказал, что политики за нами потянутся при одном условии: если мы будем выполнять союзные программы, создавать рабочие места, восстанавливать и крепить реальные кооперационные связи предприятий, которые существовали и будут существовать долгие и долгие годы. Если будет работать экономика, работать предприятия – начнет расти благосостояние граждан. Тогда и политики будут вынуждены делать то, чего от них ожидают наши народы.
– Значит, можно предположить, что наша интеграция активизируется в самое ближайшее время?
– Безусловно. Вы знаете, что на Совмине обсуждался ход выполнения бюджета-2007. Его объем – 3,8 миллиарда российских рублей. Около 80 процентов бюджета идет на финансирование реальных экономических и производственных программ. Сегодня действует очень хорошая программа – «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года». Вдумайтесь, в ее реализации участвуют 18 предприятий Беларуси и России, на которых работают 65 тысяч человек! Благодаря программе выпуск грузовых автомобилей в России и Беларуси увеличился со 180 тысяч до 250 тысяч. Спрос на них на рынках дальнего зарубежья возрос с 12 до 52 тысяч. Именно столько большегрузных “МАЗов”, “КамАЗов”, “БелАЗов” было поставлено туда в 2006 году. И это результат нашей совместной деятельности.
Программ очень много, но могло и должно быть еще больше – фундаментальных, глобальных, реализация которых способна решить экономические проблемы, касающиеся занятости населения и прочие. Хочу привести такой пример. Были  поданы  заявки  на  финансирование из бюджета-2007 51 программы, в числе которых – 13 новых. К сожалению, большая часть заявок до финиша не дошла из-за длительной процедуры согласования.
Ведь прежде чем начнется финансирование программы, госзаказчику и разработчику необходимо получить постановления от правительств Беларуси и России и от Совета Министров Союзного государства.
Когда предложение о включении программы в союзный бюджет будет утверждено на союзном Совете Министров, прежде чем приступить к ее разработке, необходимо еще раз получить постановление правительств Беларуси, России и союзного Совмина. На это уходят годы.
Поэтому в Постоянном комитете сейчас работают над упрощением порядка согласования и реализации союзных программ.
– Вы говорили о глобальных проектах. Например, каких?
– Таких, работа над которыми даст колоссальное ускорение экономическому развитию России и Беларуси. Например, строительство союзной Транссибирской магистрали, создание союзного самолета, строительство  транспортного трансъевразийского коридора. О нем хочется рассказать подробнее.
Географическое положение России и Беларуси уникально: только у нас есть возможность дотянуть транспортные коммуникации до территории Японии и Соединенных Штатов Америки и связать их со странами Западной Европы.  Сухопутный маршрут из Азии в Европу через Россию и Беларусь гораздо короче и экономически выгоднее, чем морской. Товарооборот между Азией и Европой – 600 миллиардов долларов в год, а Юго-Восточной Азии с  Европой – 250 миллиардов. Создание трансъевразийского коридора позволит нам только от транзита получать до 25 миллиардов долларов в год. Прибыль от нынешнего транзита по Транссибу – 1 миллиард долларов, то есть в 15 раз меньше, чем в советские времена, когда 1 доллар стоил 67 копеек.
Если мы откажемся от этой программы, в то время как в мире на нее колоссальный потенциальный спрос, то лишимся огромных денег. Этот транспортный коридор должен стать многопрофильной коммуникационной системой, включающей автомагистраль, железную дорогу, продуктопроводы, системы энерготрафика, телекоммуникационные тоннели и сети, гостиничную инфраструктуру, зоны отдыха, сеть кафе, ресторанов, закусочных, кемпинги. Заправки, автомойки и так далее.
Трансъевразийский транспортный коридор изменит конфигурацию телекоммуникационных автомобильных дорог, автомобильных трасс, путепроводов, даст дополнительные возможности для развития Союзного государства. Обеспечит не только большой экономический эффект на длительную перспективу, но и, по оценке экспертов, позволит создать около полутора миллионов новых рабочих мест для белорусов и порядка 15—20 миллионов – для россиян.
Именно такие уникальные проекты должны стать предметом реализации в Союзном государстве, которое изначально задумывалось так, и сегодня для этого принимаются необходимые решения и соглашения, чтобы наша экономика, предприятия работали, создавалась интеллектуальная и реальная собственность.
Если это архиважное решение о строительстве трансъевразийской магистрали будет принято, денег Союзного государства будет недостаточно. Понадобятся инвестиции банков и национальных бюджетов России и Беларуси. Поэтому решение о строительстве транспортного коридора будет приниматься российско-белорусскими экономическими и финансовыми структурами в первую очередь.
– Какая здесь ключевая проблема?
– У Союзного государства Беларуси и России есть перспективы долгосрочные, среднесрочные и завтрашнего дня. Планируя, прогнозируя развитие Союзного государства, необходимо исходить из реалий и наших возможностей:  что  для  нас  приоритетно сегодня, что будет завтра и что можно  отложить  на послезавтра.
Главный приоритет сегодня – развитие пограничной инфраструктуры. Это уменьшит очереди на условной российско-белорусской границе. Там есть пункт приема уведомления, пересекая который, транспортные средства выстраиваются в очередь длиной 5—10 километров. Водители автомашин этим очень недовольны, поэтому Россия приняла решение выделить на реконструкцию этого участка дороги необходимые средства, чтобы на месте временных будок построить расширенные полосы движения, облагородить территорию и принимать россиян в условиях, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
– Хочу вернуться к вопросу о строительстве трансъевразийской магистрали. Чтобы все сделать как надо, понадобится громадное количество рабочих рук. Каких специальностей? Где их брать?
– Во-первых, для сферы обслуживания и питания – гостиниц, ресторанов, кафе и так далее. Для обслуживания телекоммуникационных систем, обеспечения безопасности. Так что о кузнице кадров надо думать заранее. Тем более что желающих приобретать рабочие профессии сегодня явно недостаточно. На них большой дефицит. Реестр специалистов известен.
В мире подобные коридоры, нормальные дороги есть. В Германии, Франции, Испании действуют скоростные автобаны, по которым очень приятно ехать. Вдоль трасс есть места, где можно остановиться, чтобы выпить чашку кофе, заправить и помыть автомобиль, посмотреть фильм, переночевать в гостинице. Это в России и Беларуси до сих пор нет автомобильных дорог международного класса. А кое-где и грунтовок нет. В ненастную погоду без трактора не проедешь.
– Наверняка дорога пойдет через населенные пункты, то есть по садам-огородам. Какую компенсацию получат люди?
– В рамках действующего законодательства. В Беларуси, например,  если гражданин выселяется из жилого помещения в связи с проведением общественно значимых работ, государство предоставляет ему три варианта решения проблемы. Он может получить жилье типовых потребительских качеств в данном населенном пункте на каждого члена семьи общей площадью 20 квадратных метров. Владельцу частного дома в пределах этого населенного пункта инвестор или государство обязаны построить такой же дом.
Третий вариант – денежная компенсация в размере рыночной стоимости. Если человек проживает в 4-комнатной квартире один, ему положена или однокомнатная квартира, или компенсация за 4-комнатную. Не думаю, что таких случаев будет много. Зачем трогать населенные пункты, если дорога может пройти там, где нет жилья?

Вопрос о строительстве трансъевразийского транспортного коридора проходит стадию политического обсуждения. Для многих стран мира транзит – единственный источник дохода. И нам не надо упускать возможность получать деньги за проезд по нашим дорогам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter