Дональд Трамп и Атлантический альянс

Трансатлантическая дисгармония

Помнится, избрание Дональда Трампа президентом США было встречено в западноевропейских столицах, особенно в Берлине и Париже, мягко говоря, без особого энтузиазма. Европейцев настораживали некоторые далеко не лестные высказывания нового хозяина Белого дома в адрес НАТО и ЕС в ходе президентской гонки. Однако многие на Западе все же полагали, что прямолинейная, зачастую эпатажная предвыборная риторика Трампа не столь много значит, ибо, в конце концов, все американские президенты в послевоенный период четко и недвусмысленно подчеркивали важность трансатлантической сцепки, т.е. тесной, неразрывной связки Северной Америки со странами НАТО и ЕС.

Однако в случае с Трампом этого, похоже, так и не произошло, по крайней мере — пока. Мало того что новый президент язвительно прокомментировал в ряде интервью положение дел в Евросоюзе (прежде всего в контексте наплыва иммигрантов и положения дел в еврозоне), так он еще и не счел нужным в своем выступлении в новом здании штаб–квартиры НАТО в Брюсселе упомянуть приверженность США 5–й статье Североатлантического договора. Она подразумевает, что вооруженное нападение на союзников в Европе будет рассматриваться в Вашингтоне как агрессия и против американцев. Это выглядело тем более удручающим для западноевропейцев, что, по сообщениям авторитетных американских СМИ, такие лица из администрации, как советник по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер, министр обороны Джеймс Мэттис, госсекретарь Рекс Тиллерсон, настоятельно советовали президенту оставить в тексте его натовского заявления ясное упоминание о 5–й статье. Трамп же решил поступить по–своему и сам убрал этот пассаж, видимо, не до конца осознавая политические последствия такого шага.

И хотя потом последовали запоздалые заверения представителей администрации и самого президента относительно верности США обязательствам по этой ключевой статье Североатлантического договора, неприятный осадок все же остался. Тут же забили тревогу как европейские, так и американские эксперты. Отнюдь не случайно американский журнал «Атлантик» охарактеризовал первую поездку Дональда Трампа в Европу как катастрофу для отношений США с европейскими союзниками.

Особенно болезненно трамповские манеры и высказывания были восприняты в Германии, традиционно считавшейся в годы холодной войны самым верноподданным (после Великобритании, конечно) союзником США в Европе. Правда, существенные элементы американо–германского разлада обнаруживались и раньше. Ключевую роль в свое время сыграло открытое несогласие канцлера Шредера с затеянной Бушем–младшим авантюрой в Ираке в 2003 году. Да и при Обаме, избрание которого президентом поначалу было встречено в Германии с восторгом, отношения по линии США — ФРГ, по сути, так и не получили позитивной динамики.

Масла в огонь подлил Э.Сноуден, который раскрыл, что Агентство национальной безопасности США прослушивало разговоры руководителей ФРГ, включая, возможно, и саму Ангелу Меркель. В июне 2014 года Германия предприняла беспрецедентную акцию: заставила покинуть Берлин главного эмиссара спецслужб США в ФРГ. Справедливости ради уточним, что позднее выяснилось: разведке Германии удалось подключиться к телефону Хиллари Клинтон, но это осталось за кадром. Показательно, что если после избрания Обамы президентом США доверие к Америке высказали 76 процентов немцев, то теперь, при Трампе, согласно последним данным опросов общественного мнения, к США относится позитивно только 21 процент жителей Германии (именно столько же немцев, как ни странно, относятся положительно к России).

Таким образом, сегодня очевидно, что отношения ФРГ и США — фактически центрального звена трансатлантического союза (их доли в общем бюджете НАТО составляют соответственно 15% и 22%) — переживают сложные времена, если не сказать что находятся в кризисной точке. После красноречивого вояжа Дональда Трампа в Европу Ангела Меркель откровенно сказала о том, что теперь европейцам надо надеяться только на самих себя и не ждать милостей от заокеанского партнера. В том числе, разумеется, заняться строительством подлинно автономной политики безопасности и обороны в рамках ЕС. Обращают на себя внимание разного рода предложения о создании некоей европейской армии, причем тон в этих дискуссиях теперь нередко задает именно ФРГ — вместе с Францией, понятно.

Сама идея создания полноценного оборонного компонента ЕС не может вызывать серьезных возражений. Стремление европейцев к самостоятельности в вопросах безопасности, их намерение уйти от опеки США в военно–политической сфере, пожалуй, можно было бы только приветствовать. И их несложно понять: громогласные, явно малоквалифицированные суждения Дональда Трампа о том, что многие европейские страны (включая в первую очередь ФРГ, в 2016 году она затратила 1,2% ВВП на военные цели), долгое время недоплачивавшие до 2% ВВП на оборону, якобы нечто задолжали США и НАТО и должны непременно вернуть эти долги, выглядят, прямо скажем, странными.

В этих условиях вполне понятно, что ФРГ, все более заметно набирающая вес в европейской и мировой политике, оказывается в авангарде усилий по строительству подлинно европейской обороны, независимой от прихотей заокеанских лидеров.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter