В Москве ночью можно добраться до любой точки города всего за 38 рублей

Трамвай вызывали?

Александр Мелешенко
meleshenko@rg.ru, Москва

Думаете, что такси — единственная возможность в ночной Москве добраться до места назначения? Как бы не так!

РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Запущенные несколько лет назад ночные маршруты общественного транспорта сегодня превратились в целую сеть, благодаря которой припозднившиеся москвичи и туристы могут среди ночи добраться домой и даже в аэропорт почти бесплатно. При этом знают о такой возможности далеко не все и зачастую переплачивают таксистам, не видя альтернативы. А она есть — корреспондент «СОЮЗа» убедился в этом лично. Середина января, три часа ночи, остановка на Садовом кольце возле станции метро «Смоленская». Оказался я здесь после встречи с друзьями, которая закончилась прогулкой по ночному Арбату.  Теперь надо как-то добираться домой — на окраину, в район Речного вокзала.

Поездка на такси обойдется рублей в 600-700. Но я спокойно стою на остановке и через пять минут ожидания сажусь в подошедший автобус с табличкой «Б» на лобовом стекле — москвичи называют эти автобусы «букашками». Салон занят примерно на треть, свободных мест много. Уже через 10 минут выхожу на Тверской улице, где снова жду — на этот раз автобус N1. Он довозит меня почти до дома — пройтись остается не больше 10 минут.

В результате в течение часа среди ночи я добираюсь из центра на север Москвы за 59 рублей. Днем заплатил бы столько же, только времени потерял бы больше из-за пробок.

Всего таких ночных маршрутов в Москве 13 — два из них под обозначением «Б» курсируют по внутренней и внешней сторонам Садового кольца, а еще 11 пересекают город с разных концов. Пять маршрутов круглосуточные, остальные работают только ночью — с 1.00 до 5.30, пока закрыто метро. Во многом они повторяют траекторию линий подземки, чтобы пассажирам было проще ориентироваться. Сразу девять маршрутов встречаются на одной остановке у станции метро «Китай–город» в центре города — отсюда ночью уехать проще всего, здесь же обычно делают пересадки. «Интервал движения автобусов «Б» составляет 15 минут, на остальных ночных маршрутах — 30 минут», — объяснили «СОЮЗу» в «Мосгортрансе».

Охвачены, конечно, не все районы города, но в любом случае добраться с севера на юг или востока на запад можно. Более того, ночные маршруты соединяют центр российской столицы с двумя аэропортами — «Шереметьево» и «Внуково». Добраться туда на такси можно примерно за тысячу рублей, поездка на аэроэкспрессе обойдется в 500, и то только днем. А ночной автобус довезет вас за 38 рублей, если вы пользуетесь транспортной картой «Тройка», и за 55, если вы купите разовый билет у водителя. Это же правило работает и в обратном случае, если вы ночью прилетаете в Москву.


Остановки ночные автобусы делают по требованию — достаточно нажать кнопку в салоне или махнуть водителю. Впрочем, если водитель видит на остановке людей, то он останавливается сам. Каждую ночь пассажирами на 13 маршрутах становятся около 4 тысяч человек, по выходным их прибавляется на 5–7%. «Летом празднование победы российской сборной над испанцами в 1/8 финала чемпионата мира по футболу собрало рекордное число пассажиров — ночными маршрутами воспользовались 5 тысяч человек», — рассказали «СОЮЗу» в «Мосгортрансе». Что касается безопасности, то все автобусы и трамваи оборудованы камерами видеонаблюдения, в кабине есть тревожные кнопки, а у водителя — постоянная связь с диспетчером.

Интересно, что ночные маршруты можно использовать и в туристических целях. Например, 1 декабря после перерыва в строй вернулся работающий круглые сутки трамвай N 3. Интересен он тем, что курсирует по одному из самых живописных маршрутов — от станции метро «Чистые пруды» едет по Бульварному кольцу, потом пересекает Москву–реку по Большому Устьинскому мосту с видом на Кремль и дальше через Павелецкий вокзал следует на улицу Академика Янгеля. Если прокатитесь от «Чистых прудов» до Павелецкого вокзала, то получите экскурсию по ночной Москве практически даром.

Александр Нестеров,
nesterov@sb.by, Минск

Ночную жизнь Минска бурной не назовешь, потому и предпринимавшиеся ранее попытки пустить ночные маршруты наземного транспорта особого успеха не имели.

Около 15 лет назад по ночному расписанию некоторое время ходили трамваи маршрута N 1, проложенного в окрестностях центральной транспортной артерии Минска — проспекта Независимости. Эксперимент был признан неудачным: среди пассажиров оказалось немало хулиганов, портивших подвижной состав. В 2015–м из центра к отдаленным районам дважды запускали маршрутки. Если в первом случае микроавтобусы каждую ночь выполняли по пять рейсов в прямом и обратном направлении, то во втором — только по два рейса в прямом и по одному в обратном. И то не каждую ночь, а лишь по субботам, воскресеньям и понедельникам. Не прижилось и это начинание: желающих прокатиться оказалось слишком мало.

Возможно, авторы идеи могли бы быть и понастойчивее: за несколько недель далеко не все пассажиры узнали о ночных маршрутах. Но у транспортников свой резон: долго гонять микроавтобусы пустыми накладно, да и цены в маршрутках заметно выше, чем в обычных рейсовых автобусах, где гарантия, что желающих будет достаточно для окупаемости? Выпускать же на улицы после полуночи автобусы или троллейбусы тоже нецелесообразно: кто будет платить за проезд, если контролеры спят?..

В роли ночных перевозчиков в Минске давно и вполне успешно выступают обычные автомобили с шашечками. Добраться из одного конца города в другой на такси одной из самых популярных в Минске служб можно за 12–16 рублей (чуть больше 6–9 долларов), а объехать всю столицу по кольцу — за 31 рубль (около 15 долларов). Разве это деньги для того, кто гуляет всю ночь?!

Пассажиры поездов, приехавших в Минск ночью, тоже не будут ждать первого автобуса (кстати, некоторые маршруты наземного транспорта начинают работу в начале шестого и заканчивают после часу ночи): железнодорожный вокзал находится в самом центре города, и траты на такси не так уж велики. А что касается авиапассажиров, то между автовокзалом «Центральный» и Национальным аэропортом Минск курсируют автобусы–экспрессы. Причем маршрут N 300Э довезет до аэропорта и обратно и после полуночи: в ночные часы у него предусмотрено четыре рейса.

Изменить мнение минских транспортников о ночных пассажирских перевозках сегодня, пожалуй, могут либо глобальные перемены в распорядке дня горожан, либо существенный приток туристов, готовых развлекаться 24 часа в сутки.

КСТАТИ

Посмотреть список ночных маршрутов и их карту, точное расписание движения и другие подробности можно на сайте «Мосгортранса» mosgortrans.ru/night/. Сделать это лучше заранее, поскольку в некоторые районы ночной транспорт пока не доходит, к тому же получасовое ожидание на остановке зимой вряд ли будет приятным. Проще подойти точно к моменту прибытия автобуса, расписание они соблюдают неукоснительно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter