Трамвай как локомотив...

О новом трамвае

Этот футуристического вида трамвай пока скрыт от посторонних глаз. Но уже в начале следующего года он отправится, вероятнее всего, в Москву. Его показ даже в виде модели произвел на транспортников России сильное впечатление: ничего подобного по облику, комфорту и техническому качеству в странах СНГ нет. Заложенные в трамвай идеи приоритетны даже для мирового рынка. В сущности, это уже не вполне трамвай.


Сравнение с паровозом (он же локомотив) приведено здесь не в обиду — напротив. Говорят, например: автостроение — локомотив экономики. Или нанотехнологии, или хайтек... Оценим новинку как «модель». Которая наглядно иллюстрирует реальность тезисов, высказанных Президентом на встрече с Премьер–министром и Председателем Правления Нацбанка. Напомним некоторые: «Кризис — это не для нас», «...Предприятия надо сохранить», «...Экономическую ситуацию надо постараться использовать в своих целях, с выгодой для страны».


В чем принципиальное отличие нового трамвая? Даже его невиданный комфорт (например, телевизоры в салоне) и электронную начинку оставим в стороне. Скорость — до 120 километров в час. Первый экземпляр имеет три секции, но их может быть столько, сколько нужно. Пока понятие ЛРТ — «легкий рельсовый транспорт» — только входит в терминологию транспортников СНГ, минский завод «Белкоммунмаш» уже предложил готовый поезд! Потенциальный рынок необъятен.


А ведь еще несколько лет назад завод являл собой фактически мастерские по ремонту российских троллейбусов. Зато сегодня собственных производит больше, чем конкуренты из СНГ, вместе взятые. Портфель заказов вдвое превышает возможности: завод делает около 500 штук в год, а купить готовы больше тысячи. Включая троллейбус 4–го поколения, опять–таки революционный по дизайну, комфорту и техническим параметрам.


Что нам с этого? Да просто надоели разговоры про мировой кризис! «Белкоммунмаш» «это» уже пережил. Нет, не так: не пережил, а «перепрыгнул»! Когда встал принципиальный вопрос: пересидеть, переждать или перепрыгнуть, выбрали второе. Прыжок в новое качество идей, техники, организации производства. Выше всех, выше собственной головы! Не все верили. Куда лучше впасть в ипохондрию либо, наоборот, злорадно потирать руки: «Вот придет кризис, вот тогда попляшете...»


Что здесь принципиально важно. Тезис «сохранить предприятия» впервые прозвучал не сейчас. Он является одним из базовых в «белорусской экономической модели». Оппоненты критикуют его беспощадно. Ответ критикам я лично видел на недавней выставке «БеларусьЭкспо» в Риге. Где когда–то делали электрички и трамваи. И где разучились их делать, о чем запоздало и горько сожалеют. А мы — научились! Почему?


Сохранение промышленности означало сохранение интеллектуального потенциала: научных и конструкторских школ, вузовских кафедр, академических НИИ, квалифицированных рабочих... Имея все это, не важно, по большому счету, что конструировать и производить: БелАЗ, трамвай или электричку. Все по силам!


Вернемся на «Белкоммунмаш». Когда здесь осмыслили и сформулировали философию «прыжка», оказалось, что очень много профессионалов по такой работе скучают. За полтора года численность персонала увеличилась на 400 человек, почти на треть. Сюда шли лучшие. Сегодня полторы тысячи работников завода обеспечивают заказами еще примерно 30 тысяч — на 60 предприятиях страны!


Предлагая на рынок свой новый продукт — легкий рельсовый транспорт, завод идет на риск: гарантировать успех никто не может. Но вот что характерно. За пару дней до моего визита генеральный директор УП «Белкоммунмаш» Владимир Король принял трех серьезных визитеров из Европы: на мировом рынке быстро заметили нового амбициозного игрока. Визитеры представляли как производителей, так и инвесторов. Кто–то уже участвует в деле, кто–то очень желает. Рассматривая белорусский завод не только как партнера, но и как плацдарм для выхода на новые рынки.


Резюме будет простым. От кризиса, если уж он подбирается к границам страны, мы спасемся лишь своими силами. Возможно, совершив качественный рывок — к новым идеям, новым продуктам, новым рынкам. Пример «Белкоммунмаша», надеюсь, это ясно показывает. Если он кого–то не убедил, уместно напомнить еще один высказанный Президентом тезис: «Все, кто не способен работать в критическом режиме, должны быть заменены».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter