Почему вновь ремонтируют трамвайные пути, к которым обещали не возвращаться 30 лет

Трамвай и желание

Умеют у нас строить дороги. Этого никто не оспорит ни в стране, ни за границей. Недавнее подтверждение — открытие магистрали Минск — Гродно на всем протяжении. Мы, журналисты, не ленимся восторгаться мастерством дорожников. Иногда, правда, критикуем, не без того, за эксплуатацию, плохое покрытие, ямы и прочее. Но при этом понимаем, что дорожники видят проблемы не хуже нас: просто денег на все не хватает.

Железные дороги тоже в порядке, и никто не жалуется. А вот с трамвайными путями клеится не всегда. Хотя трамвайные пути — фактически гибрид: рельсы и дорожное полотно, городская улица.

   
                   Октябрь 2008-го: пик небывалой реконструкции.                                            Июнь 2009-го: начало ремонта после реконструкции.

Такой реконструкции еще не было

Минчане должны помнить, как ремонтировались трамвайные пути на улице Я.Коласа. Это длилось года полтора. Движение нескольких маршрутов в сторону Зеленого Луга было закрыто:  курсировали автобусы. На участке между улицами Дорошевича и Белинского был отрыт глубокий котлован, в который по всей длине заливалось мощное железобетонное основание. Впечатляли и финишные работы, когда рельсы уже были уложены. Вдоль путей штабелями стояли емкости с мастикой, которую рабочие заливали вдоль рельсов — для более мягкого и бесшумного хода.

Но что-то пошло не так. Мастика валялась на проезжей части двухметровыми змееподобными жгутами. А потом... начались ремонты. Их хронологию легко отследить по фотоснимкам наших фотокорреспондентов. Уже на следующий год после возобновления трамвайного сообщения рабочие отбойными молотками буравили покрытие на весьма напряженном перекрестке улиц Я.Коласа и Б.Хмельницкого. На последней, напомним, размещен Дом прессы. Глаза бы не видели этих ремонтов, но увы...

Ремонтировали и в прошлом году, и продолжают в этом. Рабочие вырезают куски асфальта вдоль путей, ведут сварочные работы, заливают свежую дорожную смесь... Обычно этим заняты человек 10 — 20 плюс 2 — 3 единицы сложной техники. Что удивительно, работы идут на тех же самых участках, где ремонтники уже бывали. Потребность в ремонте очевидна каждому: разрушается асфальтовое покрытие вдоль рельсов. Куски асфальта валяются тут и там. Их убирают — они появляются вновь. Это малоэстетично и небезопасно. Такой кусок из-под колеса автомобиля может «стрельнуть» в стекло другой машины или, не дай бог, в человека.

Вновь серьезно затрудняется движение по улице Я.Коласа. Одна из двух полос для движения перекрывается, регулярно возникают заторы. Работы начались в апреле, и конца им не видно.

«Работа для нас новая»

Что происходит с «отремонтированными» трамвайными путями? Этот вопрос привел меня к директору филиала «Трамвайный парк» УП «Минсктранс» Николаю Гапановичу. Он помнит, что происходило в 2006 — 2008 годах: «Я тогда работал в автобусном парке. Мы тоже принимали участие (в ремонте трамвайных путей. — Прим. авт.): варили сетки из арматуры, вязали, заливали бетон... Работа была огромная».

Сейчас, по словам директора, производится текущий ремонт: «Работа для нас новая. Мы попробовали в прошлом году: просто фрезернули полосу и заасфальтировали. Но, как показала зима, хватило на год».

Причин разрушения дорожного покрытия, как я понял, две: вибрация рельса и... мороз. Вода попадает туда, где ее быть не должно, и, превращаясь в лед, разрушает асфальт. Технический смысл происходящего в том, чтобы устранить обе: сделать водоотвод и залить специальный клей-экозит. Директор заключает: «Вибрация должна уйти».

2013-й, 2018-й, 2019-й: перманентный ремонт. За чей счет?

Не каждый читатель, должно быть, поймет технологию, а большинству она и вовсе неинтересна. Любопытно другое: почему такие сложности вообще возникли?

Изучая вопрос, нашел в интернете статью «Ремонт демпферной зоны трамвайных путей». Работы велись в 2013 году на участке ул. Я.Коласа в границах ул. Мележа — ул. Дорошевича: том же, где ведутся и сейчас. Заказчиком выступил филиал «Служба трамвайного пути» КУП «Минсктранс». Подрядчиком была серьезная компания, которая специализируется на ремонте аэродромов и дорог не только в Беларуси, но и за рубежом. В ее «портфеле» — более полутора тысяч серьезных объектов за 22 года.

Название не привожу: об этом просил заместитель директора по производству Алексей: «Трамвайное депо — наш заказчик, не хотелось бы портить отношения». Причину бесконечных ремонтов объяснил просто: работа, которую не придется потом переделывать, стоит дороже. На наших участках, дескать, все нормально. Всего за два месяца было отремонтировано 2.600 кв. метров демпферной зоны.

Директор филиала «Трамвайный парк» Николай Гапанович говорил мне, что участок по улице Я.Коласа был экспериментальным: чего-то недоучли. В чем суть эксперимента, сказать затруднился и посоветовал обратиться непосредственно в головную организацию — КУП «Минсктранс».

«Ответим официально»

Попытка обращения оказалась неудачной — об этом надо сказать особо. В ведомстве не пожелали меня принять, предложив сначала сформулировать вопросы в письменном виде. 4 мая 2019 года в «Минсктранс» было отправлено электронное письмо. Напомнив про обещание 30 лет не ремонтировать пути, я адресовал генеральному директору Леонтию Папенку 4 вопроса.

Вопросы по существу

1. В какие суммы оценивалась масштабная реконструкция трамвайных путей и кем она финансировалась? 2. Из каких средств финансируются и сколько стоят последовавшие ремонты? 3. В чем причина очевидно неудачной реконструкции? 4. Понесли ли какую-либо ответственность причастные к ней исполнители или же оснований для этого не имеется?

Ответить просил кого-либо из компетентных специалистов при личной встрече, поскольку в ходе разговора могут возникнуть иные вопросы. Через две недели, 17 мая, мне позвонил один из руководителей «Минсктранса» и поинтересовался, где я слышал обещание 30 лет не ремонтировать пути. Помнится, что речь шла даже про 50 лет, обещания звучали в разных СМИ, но я дал ссылку на один источник. Информация агентства «Минск-Новости» сообщала о пуске пробного трамвая на реконструированном участке и начале регулярного движения. По тому поводу приводились слова гендиректора «Минсктранса» Л.Папенка про особенность реконструированного участка: «...рельс не жестко сцеплен с основанием, а вклеен в специальный желоб полотна. Благодаря этому новая система не требует ежегодной подбивки, что позволяет исключить деформацию рельсового пути и соответственно существенно снизить расходы на его эксплуатацию». Здесь же и говорилось, что, по словам гендиректора, о ремонте новой системы можно будет забыть минимум на 30 лет.

Получив ссылку, тот же собеседник в «Минсктрансе» сказал, что аудиенции меня не удостоят: «Готовим официальный письменный ответ».

С тех пор прошло еще полтора месяца: ответа нет. Здесь можно бы порассуждать, но достаточно привести одну цитату по информации БЕЛТА: «10 апреля, Минск ­­ /Михаил Матиевский — БЕЛТА/. Чиновники должны уметь разговаривать с журналистами и предоставлять им необходимую информацию. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на встрече с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ, передает корреспондент БЕЛТА. «Я не знаю, как это вы будете делать, но если я услышу или в интернете прочитаю, что чиновник не разговаривает с журналистом и не предоставляет ту информацию, которую должен, и прежде всего основным нашим журналистам и средствам массовой информации, вносите немедленно предложения о его замене. Потому что второй раз будет очень больно для него», — предупредил Александр Лукашенко Администрацию Президента и Министерство информации». Встреча Президента с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ, напомню, состоялась 10 апреля 2018 года.

Старания работников «Минсктранса» тоже неоспоримы и особенно были видны при подготовке к Европейским играм. Но состязания закончились, а проблема трамвайных путей осталась. Среди вопросов, которые могли возникнуть при личной беседе в «Минсктрансе», мог быть, например такой. Известно, что работа транспортных предприятий дотируется. Иначе говоря, мы, пассажиры, недоплачиваем — об этом нам периодически напоминают транспортные начальники. Но себестоимость услуг складывается из затрат самих транспортников — на зарплату персонала, закупку и ремонт техники, содержание инфраструктуры. В том числе из затрат чрезмерных, ненужных. Если в течение многих месяцев полтора-два десятка рабочих, вооруженных мощной техникой, повторяют работу, которой можно было бы избежать, если тратят материалы, которые можно было бы не закупать, то за чей счет все это делается? Если так экспериментировать, никаких денег не хватит, сколько бы талончик не стоил.

А поставленные вопросы по-прежнему ждут ответа.
Трамваи по всему миру ездят больше ста лет. В том числе и в странах, где случаются морозы. Неужели повсюду постоянно ремонтируют пути? В одних городах они проходят по асфальту, в других — по бетонным плитам, где-то и вовсе по булыжнику или брусчатке, которые мороз и вибрацию держат десятилетиями.
ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter