Трамплин в новую жизнь

Открывает ли новые возможности система переподготовки кадров?

Станет ли им система переподготовки кадров?

Доски объявлений в университетах, стены вагонов метро пестрят приглашениями получить новую специальность. На первый взгляд, заманчиво, ведь те, кто ошибся с выбором и хочет продолжать обучение, получают возможность обрести себя и вторую жизнь. Но что в реальности?

Второй раз в «высший класс»

Выпускник Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Дмитрий Кузнецов сегодня начальник управления воспитательной работы с молодежью родного вуза. Диплом о высшем образовании не стал для него конечным пунктом на пути самореализации. Первая специальность «Автоматизированные системы обработки информации» оказалась лишь ступенькой, с которой он шагнул на новый этап в развитии — управленческий. «Все руководящие посты у нас занимают выпускники БГУИР, и это правильно, — замечает Дмитрий Кузнецов. — Они знают специфику вуза и понимают студентов».

Получить новую специальность ему помог Институт государственной службы Академии управления при Президенте.

«Это был первый набор на специальность «Государственное управление и идеология» кафедры идеологии и политических наук, — говорит Дмитрий Федорович. — Пришлось пройти серьезные вступительные испытания на владение управленческими навыками». Затем учеба… Как он вспоминает, сдавать экзамены было непросто. Ведь преподавали серьезные люди, профессионалы, и важно было им соответствовать. Да, «потерять лицо» не хотелось, но еще больше слушателем Кузнецовым в обучении двигал интерес и жажда открытий в своем деле.

«В БГУИР я поступал после армии. Его окончил отец, знакомые, здесь учился мой брат. Это было в начале 90-х. Хаос в стране, неопределенность. Посоветовался с родителями и решил продолжить династию», — признается собеседник. Но со временем понял, что ему интереснее работать с людьми. «Хорошо, что есть возможность получить вторую специальность на базе высшего образования за два года, — убежден он. — С одной стороны, это небольшой срок, но мне обучение дало многое. Система переподготовки кадров, действительно, открывает новые возможности. И два диплома — не образовательный потолок».

«Корочка» ради «корочки»?

Первую «корочку» нередко получают ради «корочки». Накопитель образовательных «сухариков», не развиваясь, постепенно сам превращается в «сухарик». Мода на высшее образование и семейная традиция порой просто заталкивают абитуриентов в вузы, где они занимаются чем-нибудь и как-нибудь.

При переподготовке все иначе. Хотя, конечно, и в рядах слушателей встречаются коллекционеры дипломов, обучающиеся «для себя» и «про запас». Однако в массе своей на переподготовку поступают мотивированные люди. Одни переросли первую профессию, но еще не доросли до второй, другие ощущают недостаток определенных навыков, третьи ищут выход из тупика — творческого, материального, социального.

«Потеря интереса к первому образованию — одна из причин получения последующего образования, — поясняет педагог-психолог социальной психолого-педагогической службы БГУИР Елена Семашко. — Во-вторых, специалист не получает отдачи от своих усилий, затраченных в ходе обучения. Полученный диплом не удовлетворяет его насущные потребности, материальные и социальные. Поэтому человек стремится освоить актуальную на рынке труда специальность, которая, предполагается, даст плоды. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что первую профессию выбирает семнадцатилетний выпускник школы. Часто он не может мотивировать свой выбор. Так захотели родители, династия позвала, соседка подсказала — вот что движет самоопределением в этом возрасте».

В 22 года уже сформировано мировоззрение, мы знаем, кто мы, представляем свои способности и можем осуществлять свой выбор осознанно, в соответствии со своими потребностями. Так что последующее образование, отмечает Елена Семашко, — стремление к развитию: «Я хочу лучше жить», «Я хочу больше знать». Сейчас работодатель предъявляет очень жесткие требования к специалистам. Ценятся не узконаправленные профессионалы, а широкоспециализированные. Поэтому уже с четвертого курса, чтобы расширить свою познавательную сферу, студенты параллельно идут на переподготовку.

А с чем может быть связано разочарование во второй специальности? «Скорее, с неоправданными материальными ожиданиями, — отмечает она. — Мы ставим перед собой какие-то цели, но не достигаем их в силу разных причин. Опускаются руки. Тут многое зависит от индивидуальных особенностей личности. Если же человек постоянно разочаровывается, не может определиться в жизни — это уже личностные проблемы. Самое главное — ответить для себя на вопрос: «Ради чего я получаю второе, третье образование?»

Выход из тупика или очередной тупик?

Евгения — белорусский филолог и психолог. Вторую специальность она получила, окончив факультет переподготовки в одном из вузов страны. Она и ее однокурсники сразу признали силу преподавательского состава. Ее подруга Вероника обучалась психологии второй раз. Российский диплом так и остался лишь дипломом: оказалось, что документ о высшем образовании есть, а знаний нет. За два года переподготовки в Беларуси слушатель Вероника узнала больше, чем за шесть лет обучения в России.

Но далеко не всегда слушатель факультета переподготовки оказывается востребован на рынке труда. Так, по словам Евгении, ее диплом не воспринимают работодатели, ссылаясь на отсутствие у выпускника опыта работы.

«На производстве хотят видеть опытного специалиста, чтобы сразу к станку, — комментирует ситуацию Дмитрий Кузнецов. — Работодателю требуется практика, слушателю факультета переподготовки дают в основном теорию. Но университетское образование воспитывает универсального специалиста, который быстро адаптируется и овладевает недостающими навыками».

Переподготовка по актуальным специальностям предполагает наличие соответствующей материальной базы в университетах. «Второй год разрабатываем тему по созданию учебного центра автомобильной электроники, — рассказывает директор Института информационных технологий БГУИР Валерий Назаренко. — Это происходит не так быстро, как хотелось бы. Такого учреждения в Беларуси нет. Но оборудование дорогое, за средства университета его приобрести невозможно. Думаем подключиться к программам Евросоюза. Готовим открытие центра тестирования и сертификации на обучение по международным программам ECDL. Это откроет и новые возможности в системе переподготовки. Сертификаты международного уровня позволят продвигаться по службе, получать соответствующую зарплату».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter