Если с одаренным ребенком целенаправленно работать, он способен удивить даже видавшего виды педагога

Трамплин к успеху

Если ребенок всесторонне развит, это не останется незамеченным, убеждена гродненский педагог Светлана Чижевская

Наверное, у многих на уроках математики возникал вопрос: «А пригодятся ли мне в будущем все эти иксы-игреки и синусы-косинусы?» Светлане Чижевской, которая преподает этот предмет в гродненской средней школе № 28, нередко приходилось на него отвечать. Но это, на ее взгляд, несложно, особенно для того, кому все эти мудрености не только понадобились в жизни, но и стали призванием.

Жизненные университеты

Много лет назад родители Светланы Александровны приехали в Гродно, чтобы принять участие в грандиозной стройке — возведении азотно-тукового комбината, который мы сейчас знаем как ОАО ­«Гродно Азот».

— Математический склад ума мне достался от отца,
— рассказывает Светлана Чижевская. — Впрочем, в последних классах школы планы на будущее у меня не были связаны с этой наукой. Я хорошо знала английский язык и собиралась поступать в Минский государственный педагогический институт иностранных языков — ныне Минский государственный лингвистический университет. Но родители выступили против: как это мы нашу болезненную девочку отпустим в незнакомый город к чужим людям?! Пришлось срочно подбирать другой вариант. Выбор пал на специальность учителя математики не случайно. Предмет я знала прекрасно и умела находить общий язык с детьми. Но «дорога дальняя» меня все-таки не обошла. После университета мы с мужем-одногруппником были направлены по распределению в маленькую деревню Шарупы Щучинского района, где и проработали шесть лет.

Было сложно. Материальная база в сельской школке оказалась слабой. Спросить о чем-либо или даже попросить совета не у кого. Помимо математики, приходилось вести этику и психологию семейной жизни, а также рисование. Предлагали пение, но здесь все уперлось в полное незнание молодой учительницей нотной грамоты. А в классе Светланы Александровны было всего три ученика.

В 1991-м, когда детей в школе стало совсем мало, супруги вернулись в Гродно, где Светлана Чижевская быстро прочувствовала разницу между учебой в деревне и в городе. 

Гаджеты не заменят общения

По мнению Светланы Чижевской, большие городские классы автоматически предоставляют педагогу больше возможностей для работы с одаренными учениками. Наметанный глаз учителя определяет способного ребенка очень быстро. И если с ним серьезно поработать, удивить он способен даже видавшего виды педагога. Светлана Чижевская приводит свежий пример:

— В этом году окончил школу Саша Есис. Он не боялся никаких задач, и не только математических. Надо принять участие в международной олимпиаде — хорошо! Задания на английском языке — замечательно! Выполнение на скорость — не вопрос! Он неоднократно занимал призовые места на республиканских конкурсах по робототехнике, взял третье место в соревновании по английскому языку, в котором участвовал наряду со студентами.

Когда ученик всесторонне развит, это не останется незамеченным, уверяет педагог:

— Увлеченный ребенок начинает предлагать свои идеи. Иногда слушаешь такого и понимаешь: подтолкнуть его немного — сможет огромную пользу стране принести.

Светлана Александровна с высоты своего опыта утверждает: в Беларуси за четверть века много сделано для повышения качества образования и всестороннего развития детей — и все это в основном бесплатно. Школьным учителям предоставлены широкие возможности: для них организуют научно-практические конференции, проводят конкурсы мастерства.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter