«Трамп открыл ворота в ад». Почему Иерусалим не может принадлежать кому-то одному

Дональд Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Исламские страны взбунтовались. А международное сообщество считает город оккупированной территорией. Решить вопрос цивилизованным путем – в ООН, пока что не удалось. США забуксовали процесс

Фото: Associated Press

Почему один город поссорил весь мир, кто виноват и что делать? Простые вопросы о главном мы задали доценту, кандидату исторических наук Розе Турарбековой.

Почему Иерусалим так важен?

В Иерусалиме находятся наиболее важные святыни христианства, ислама и иудаизма. Это и храм Гроба Господня, и мечеть аль-Акса, и Стена плача. Главные святые места трех основных мировых религий.

Проще простого: потому что это город трех основных религий.

Так чей Иерусалим?

Восточный Иерусалим был оккупирован в результате Шестидневной войны в 1967 году. Международное сообщество не признает аннексии восточной части города. Палестинцы считают ее своей, как часть Западного берега реки Иордан. Сам же Израиль в 1980 году принял закон, по которому Иерусалим считается единственной столицей страны. США всегда признавали этот факт, но юридически не фиксировали. Теперь выясняется, что администрация Трампа уже окончательно решила для себя этот вопрос. Европейские столицы отказались переносить свои посольства в Иерусалим.

Были даже идеи дать Иерусалиму статус международного города…

Проще простого: пока считается оккупированным Израилем.

Почему город, который существует тысячи лет, вдруг стал принадлежать государству, которому нет и сотни?

Когда был сформирован Израиль, появился серьезный вопрос: чьим будет Иерусалим? Он стоял на повестке у Совета Безопасности ООН. Параллельно местные игроки пытались решить его между собой. По итогу арабо-израильских войн, которых было четыре (последняя в 1973 году), город заняли войска израильской армии.

Проще простого: потому что Израиль оказался сильнее других претендентов на город.

Кому принадлежал Иерусалим до появления Израиля?

Издавна город находился под покровительством халифата, а потом османского султана. Менялись и так называемые покровители христианских святынь. Сначала это были французы, затем русские императоры… Другой вопрос: кто политически контролирует территорию?

Сейчас кроме Палестинской администрации и Израиля на Иерусалим претендует еще один игрок - королевская семья Иордании, о которой почему-то не вспоминают. Хашимиты считаются покровителями священных мест ислама в Иерусалиме. Согласно договору Израиля и Иордании, который был подписан в 1994 году, оба государства признавали за королевской семьей статус покровителей святынь ислама в Восточном Иерусалиме. Считалось, что со временем, когда вопрос о статусе этой части города будет решен окончательно, условия этого договора останутся в силе. Город будет принадлежать Израилю, а священные места ислама - королевской семье Иордании. 

Проще простого: мусульманским странам, а покровителями священных мест были французы, британцы и даже русские.

Почему говорится Восточный и Западный Иерусалим?

Для Израиля официального разделения не существует. Они признали город единым и своим, когда выпустили закон о столице. Для остального мира город разделен на две части.

Восточная часть – это старый Иерусалим, где сконцентрированы основные святыни. В этой части города проживает значительная часть арабского населения. И предполагалось, что она должна была со временем перейти в управление Палестинской администрации. Но зафиксированных соглашений не существует. Оккупированной считается лишь восточная часть города.

Проще простого: потому что восточная часть города, где большинство святынь, официально считается оккупированной, а западная – нет.

Почему Палестина вроде бы едина, но не государство?

Это была территория, которая контролировалась разными мусульманскими государствами. И только в 1918 году Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. До конца Второй мировой так и было. В 1947 году был создан Израиль. Но по решению ООН должны были образоваться два государства: израильское и палестинское.

Сейчас у Палестины нет своего государства. Страна существует формально. Процесс признания все еще идет. Лишь в 2012 году была принята соответствующая резолюция.

Сегодня мы можем говорить лишь о территориях, которые контролирует Палестинская администрация. Это Сектор Газа и Западный берег реки Иордан. А также те территории, которые признаны оккупированными с точки зрения международного права, в том числе и Сирийской арабской республикой. Например, Голанские высоты.

Проще простого: в 1947 году что-то пошло не так и продолжается до сих пор.

Почему из всех американских президентов официально признал Иерусалим именно Трамп?

Дональд Трамп в связи с внутренними проблемами и со своим специфическим представлением о внешней политике сделал опрометчивый и провокационный шаг. Он поставил крест на всех достижениях предыдущих администраций и международного сообщества.

Проще простого: Э - эпатаж…

Почему именно сейчас США признали Иерусалим израильским?

Только добились какой-то мало-мальски стабильной победы над Исламским государством, как сразу же появляется новая причина для войны в этом регионе. Видимо, для Министерства обороны США было важно, чтобы война на Ближнем Востоке продолжалась. Также, учитывая серьезные внутренние проблемы Трампа, можно провести аналогию с Моникой Левински. Чтобы отвлечь внимание от проблемы личного характера, вызывается проблема международного характера. И неважно, чем все это закончится для мира.

Проще простого: Трампу необходимо отвлечь внимание от неожиданно затянувшегося расследования его возможной связи с русскими.

Почему против Израиля не ввели жесткие санкции, если Восточный Иерусалим всегда считался оккупированной территорией?

Чтобы санкции были приняты в Совете Безопасности ООН, необходимо единогласное голосование. Но США, которые имеют право вето, тормозят любую серьезную резолюцию по этому вопросу. Определенные ограничения принимались. Но они не носили широкий характер. Таких санкций, как в отношении Ирака, который в свое время оккупировал Кувейт, или России, которая присоединила Крым, не было.

Израиль очень грамотно балансирует свою внешнюю политику. У государства есть дипломатические отношения со всеми мировыми игроками, включая Россию и Китай. Поэтому, чтобы ввести жесткие ограничения против Израиля, нужно уговорить пойти на этот шаг пять членов Совета Безопасности, которые обладают правом вето. С другой стороны, мы говорим не о политике Израиля, а о политике США. Поэтому наказывать еврейское государство именно сейчас вроде бы и не за что.

Проще простого: потому что Израиль умеет сидеть сразу на всех стульях, которые видит.

Что будет дальше?

Худший сценарий: из-за этого вопроса активируются террористические организации. У Израиля начнутся проблемы с внутренней безопасностью. Еврейское государство, как серьезная военная машина, будет проводить силовые операции на территории Сектора Газа и, может быть, даже на Западном берегу реки Иордан. Различные мусульманские фонды начнут усиленно финансировать террористические ячейки.

В результате возможна третья интифада. Это мирное народное восстание. Первая была в конце 80-х, вторая – в начале 2000-х после того, как Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору. Местные жители снова без оружия, но с камнями в руках вышли бунтовать.

И, конечно, будут жаркие дебаты в ООН. Но при администрации Трампа единое решение вряд ли примут. Президент США не отмотает назад.

Лучший сценарий: созыв конференции и поиск компромисса. Может быть, признание Восточного Иерусалима столицей Израиля без переноса посольств. Есть восточная пословица: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Так вот это временное положение может длиться столько, сколько возможно.

Проще простого: либо новая мясорубка на Ближнем Востоке, либо игнорирование произошедшего.

Как новости про Иерусалим 2017 года войдут в учебники по истории?

Как очередная линия разлома между США и европейскими странами. Это очень нехороший знак. Потому что в вопросах международного права должно быть единство. Оно потому и считается гарантом, что эту норму все признают законной.

Проще простого: зависит от национальности историков, которые будут писать учебники. А в Google - как очередная серьезная ссора между США и Европой.

Читайте также:

Тадеуш Кондрусевич: статус Иерусалима нельзя определить волевым решением


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter