Тракториста на переезде спасло чудо

ТОЛЬКО за прошлый год по вине самих же пострадавших в Беларуси под колеса поездов попали 180 человек, а с начала этого — уже 25

Машинист нажал на тормоза

Ивановский район. Состав опаздывает минут на десять. Пассажиры на станции волнуются. У каждого свои дела. Кто на работу спешит, кто — к родным, третьего ждут друзья. То и дело слышатся возгласы: где поезд? Что случилось? Как оказалось, состав задержали не по вине сотрудников Белорусской железной дороги. Виновник — очередной лихач, который выскочил на пути и заставил машиниста затормозить.

Эта история закончилась, к счастью, без несчастных случаев. Погибших не было. А поезд сообщением Москва — Брест с опозданием на 1 час 11 минут все же прибыл на станцию. Едва ли кто-то узнает подробности случившегося. И только машинист да 20-летний житель деревни Снитово Ивановского района запомнили этот день навсегда. Молодой сельчанин в конце января этого года на тракторе выскочил на пути во время запрещающего сигнала светофора. Такая спешка могла бы лишить тракториста жизни, но хорошая реакция машиниста не подвела. Пострадала лишь сельхозтехника…

— С января года наступившего это уже третий случай аварии на железнодорожном переезде с участием транспорта. Последний из них — 8 февраля, у деревни Черленка Мостовского района. Водитель автомобиля, который также решил проскочить на запрещающий сигнал светофора, попал с многочисленными травмами в больницу, — рассказывает секретарь дорожной комиссии по непроизводственному травматизму Владимир Кухаренок.

Во всех трех случаях водителям повезло. Машинисты успевали затормозить, да и поезд «брал» на себя основной удар. Куда менее «удачливы» невнимательные пешеходы. Судите сами — из 180 попавших под колеса в прошлом году погибли 122 человека. В этом году список погибших пополнился еще двадцатью именами. А ведь прошел только один месяц 2014 года.

«Смотри, как могу…»

Почти половина из пострадавших когда-то на железнодорожных путях были под градусом. Многие разговаривали по телефону или слушали музыку в наушниках. Предупреждай, не предупреждай — толку немного.

— Тормозной путь может быть до тысячи метров. Даже если машинист вовремя замечает человека на путях, то зачастую не успевает затормозить. Да и если у пешехода в ушах наушники, то он не услышит сигналы, подаваемые локомотивной бригадой.

Так случилось и с 20-летним учащимся Смоленской сельхозакадемии. На станции Лучеса он переходил пути по пешеходному переходу. В ушах — наушники. На сигналы состава не отреагировал, был травмирован. Бывают казусные ситуации, когда шутка или спор превращаются в трагедию. На столичной станции Минск-Восточный подвыпивший парень решил покрасоваться перед девушкой.

— Смотри, как могу, — крикнул «герой» и вскочил на перила пешеходного моста. Балансировал недолго — сорвался и упал на пути, задел провод контактной сети, а там напряжение… Погиб.

— Другая ситуация: подростки решили похвастаться друг перед другом. Один из мальчишек отважился спрыгнуть с моста в открытый полувагон со щебнем. Во время падения задел провод контактной сети, а там 27 тысяч вольт, — вспоминает недавние происшествия Владимир Александрович.

Случаи травмирования детей на железной дороге редки, но все же есть. В прошлом году таких было 5, а в 2012-м — 10.

Пастух пьет, стадо гуляет

Под колеса поезда попадают и животные. К примеру, за сентябрь 2013-го таких историй было три. Одна из них — наезд на диких кабанов. Стадо из шести хряков разгуливало по путям. Наезда не удалось избежать — состав сбил одного кабана. Но такие ситуации для Беларуси, в общем-то, редки.

А в Швеции, к примеру, за год под колесами гибнет несколько сотен животных. В середине января этого года сразу 48 северных оленей стали жертвами дороги. В поисках пищи они вышли на заснеженные пути. От приближающегося поезда стадо оленей инстинктивно бежало вдоль железнодорожных путей, поэтому и были сбиты составом. Впрочем, подобные трагедии мало зависят от человека. Когда же на путях гибнут домашние животные — вопрос другой.

— 8 сентября 2013 года на станции Стайки машинисту пришлось применить экстренное торможение, чтобы избежать наезда на стадо коров. В итоге все же одну корову состав сбил. Где был в этот момент пастух? — недоумевает Владимир Кухаренок.

Буквально через десять дней после аварии в Стайках — новое сообщение о происшествии. На этот раз с перегона Осиновка-Красное, где состав сбил не одну, а полсотни коров! Стадо СПК «Редьки» Дубровенского района в одночасье лишилось 52 голов. А пастухов-то, которые приглядывали за коровами, было двое. Правда, оба приняли горячительное, так что были не в состоянии уследить за животными…

В зоне риска

В прошлом году наиболее травмоопасными, как выяснилось, были Борисовское, Оршанское, Жлобинское, Гомельское и Витебское направления. В списке «опасных» станций значатся Борисов, Курасовщина, Фаниполь, Беларусь, Заольша, Орша-Центральная, Бобруйск, остановочный пункт Заречное. Именно здесь зафиксировали больше всего наездов на пешеходов. Кстати, чаще под колеса состава попадают мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. Многие из них выходят на пути под градусом…

— Мы ведем системную профилактическую работу — предупреждаем людей, что на путях шутки плохи. Чуть ли ни каждый день напоминаем об этом через СМИ и Интернет. Сотрудники железной дороги встречаются с работниками различных предприятий, студентами и школьниками. Строятся туннели, переходы, станции ограждаются. И все равно находятся те, кто пренебрегает такой информацией.

На Белорусской железной дороге работает 89 добровольных дружин предупреждения правонарушений и обеспечения общественного порядка.  Они постоянно проводят рейды, раздают листовки, убирают с путей пьяных. Уполномоченные на ведение административного процесса работники стальной магистрали не раз штрафовали тех, кто старался перебежать железнодорожные пути в неустановленном месте. За прошлый год таких смельчаков было 3 тысячи 702 человека. И это только те, кого оштрафовали! Многие, кого не удалось поймать, поплатились за свою беспечность жизнью или были травмированы.

В целом, если проследить динамику, с 2004 года в Беларуси отмечается снижение аварий на железнодорожных путях. Если 10 лет назад регистрировалось 356 случаев, то в прошлом году — вдвое меньше. Но все равно список жертв железной дороги остается немаленьким. Сокращать же его должны не только работники Белорусской железной дороги, а каждый из нас…

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter