Минск
+5 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Трактор с двойным дном

Почему трактор "Беларус" в Москве стоит на 1.
Почему трактор "Беларус" в Москве стоит на 1.000 долларов дешевле, чем в Минске?

Как "улетают" сотни машин с территории завода? Кому выгодны "серые" схемы?

Эту статью по собственной инициативе предложили редакции сотрудники столичной частной фирмы, торгующей тракторами. Речь шла ни много ни мало о выживании Минского тракторного завода. Озадаченные пафосом и названием статьи (в оригинале оно звучало так: "Будет ли жить МТЗ?"), мы встретились с авторами, чтобы задать единственный вопрос: "Зачем это вам?"

Ведь если в торговле тракторами творится неладное, то кому, как не вам, частникам, ловить рыбку в мутной воде?

А если "компетентные органы" выйдут на вас?

Ответ звучал примерно так: мы не таимся - фирма легальная, полностью "прозрачная" и готова к любой проверке. С тракторным заводом работаем с 1994 года, торговую кухню досконально знаем изнутри. И с болью видим, что никогда маркетинговая политика завода не была - вопреки данным недавно поручениям Президента! - столь туманной и бездарной, если не сказать резче. Речь идет именно о выживании завода.

Вот эта статья с некоторыми сокращениями.

Степень риска в работе тем меньше, чем четче в государстве прописаны законы и правила ведения бизнеса. Принимая их такими, каковы они есть, хотим обратить внимание на другую проблему: пренебрежительное отношение к ним чиновников, назначенных на ответственные места. Зачастую от этого страдают сами предприятия госсектора и конкретно МТЗ.

...В 2002 году на территории России был выделен один дилер МТЗ. Им стал "Рустрактор", о котором до этого момента мало кто знал. Завод прекратил отпуск техники всем потребителям, в том числе и своим смежникам. "Рустрактор" не купил у МТЗ ни одного трактора за "живые" деньги, зато скупил все тракторозаводские долги. Смежникам (включая и белорусских!) рекомендовалось переуступать долги в пользу российского дилера. Этакий "административный" кредит с реальным материальным эквивалентом.

"Рустрактор" распродал полученные по долгам тракторы в количестве свыше 400 единиц, заработав при этом по 1.000 долларов на каждом и сорвав сезонную продажу тракторов в дальних, не граничащих с Беларусью регионах России.

Торговля долгами выгодна обеим сторонам (но не государству!). И вот почему. Одна сокращает объем неплатежей путем взаиморасчетов, другая имеет возможность снижать цену. Условно говоря, долг (вексель) в 100 тыс. долларов продается за 70 - 80 тысяч (лучше сразу получить часть суммы, чем всю, но очень не скоро). Зато товар (тракторы) забирают у должника на все 100 тысяч и продают значительно дешевле.

В это же время чиновники обнаружили брешь в законе о поступлении валютной выручки. Скажем, украинская гривна не подлежит обязательной продаже государству как "мягкая" валюта. Под этой схемой был спрятан бартер. Украинские потребители увидели лишь малую часть тракторов, основная же через склады украинской таможни ушла в Венгрию, Словению, Польшу, Чехию... Обрушая цены уже в этих странах, подрывая внешнеторговую реализацию уже за твердую валюту.

И вот события самого последнего времени. Протоколом N 6 от 27.01.2003 г. Президент поручает до 1 апреля 2003 года создать эффективную товаропроводящую дилерскую сеть, максимально исключающую товарообменные операции (бартер) и использование посреднических структур при экспорте минских тракторов. Вся реализация техники, в частности в России, должна вестись через Торговый дом МТЗ. Но заводские менеджеры, видимо, плохо прочитали документы.

Уже после упомянутого протокола МТЗ отгружает Торговому дому 400 тракторов МТЗ-82.1.57 по цене 253.000 российских рублей. А всего через неделю непосредственно с территории завода НПО "Комплекс" получает 200 таких же машин. Но значительно дешевле - поскольку за газовый зачет. Своими письмами-распоряжениями администрация ПО МТЗ требует, чтобы все деньги от реализации продукции и привлеченные кредитные ресурсы ТД МТЗ направил в оплату за металлопрокат по договорам между МТЗ и поставщиками, между МТЗ и коммерческими структурами. При этом расчет ведется векселями банков РФ, то есть без денег.

Иначе говоря, валютная выручка - вопреки Указу Президента N 7 от 4.01.2000 г. - не поступает! Это пытаются замаскировать потребностями в сырье и материалах для собственного производства. Но факт остается фактом: документального следа схема не оставила ни в банке, ведущем операции ПО МТЗ, ни в таможенных органах Беларуси. Это - предмет неизбежных будущих штрафных санкций в адрес предприятия.

Для чего это делается - нетрудно предположить. Так избавляются от сильного оппонента: подставляют, воспользовавшись его же услугами. Кому-то выгодно держать Торговый дом в качестве "бездыханного балласта", явно давая понять его ненужность. При случае обвинив его в необеспечении расчетов за поставленную технику, но до поры с ним абсолютно не конфликтуя. Кому это выгодно?

Еще пример. В адрес ТД отгружаются 2.400 машин по цене 266.000 российских рублей. Далее заключается контракт (его номер - 112/00236091/030485-3 от 15.04.2003 г.) с ООО "Стройинторг". Но уже по меньшей цене - 260.715 рублей. По условиям контракта аккредитив должен быть выставлен в течение 10 дней с момента подписания контракта, но выставляется через 40 дней и не "Стройинторгом", а американской оффшорной компанией. Причем по договору, имеющему такой же номер, что и контракт между ПО МТЗ и ООО "Стройинторг".

Воспользоваться этим аккредитивом в измененной форме завод не сможет никогда! Отгрузка же техники, вопреки возражениям Беларусбанка (в нем обслуживается ПО МТЗ), пошла полным ходом.

Опять нарушение законодательства: продажа техники (к тому же незаконно полученной) по бросовой цене, реализация продукции в России в обход ТД. Белорусскому Минпрому МТЗ постоянно представляет отчеты по плану реализации готовой продукции, но это фактически обман. На деле происходит следующее.

Смежнику предлагают в конце месяца частично рассчитаться по существующим задолженностям. При этом ставится условие: на него отпишут больше тракторов и оставят их на ответственное хранение на территории завода.

А в начале следующего месяца происходит возврат техники по документам от смежника обратно на МТЗ. Территорию завода тракторы даже не покидали! (Это легко проверить по договорам хранения, по которым оплата за хранение не взимается.) Зато по отчетности движение товара налицо. Тонкий механизм очковтирательства, мнимого пополнения финансовых ресурсов государства.

Странные зачеты и расплодившиеся в последнее время российские торговцы тракторами (под имеющиеся на заводе нераскрытые аккредитивы) систематически подрывают ценовую политику на рынке тракторной техники. "Серые" продавцы, получив "льготные" тракторы, предлагают их дешевле, чем Торговый дом МТЗ. Это видно уже по тому, что некоторые российские структуры, которые получают технику в больших объемах, не вывозят ее из Беларуси.

Трактор МТЗ-82.1.57у в Торговом доме МТЗ стоит 286.000 российских рублей. В Москве трактор такой же модификации стоит от 246.000 до 253.000 рублей РФ. Разница - около или более 1.000 долларов! Обратите внимание, как много в Беларуси тракторов красного цвета... Откуда они взялись? Ведь такими их красят только на экспорт, на внутренний рынок идут синие. Ответ прост: какой дурак станет платить в Минске, если за границей "Беларуса" можно взять на 1.000 долларов дешевле.

Завод на грани остановки: стратегические запасы сырья истощены до 10 - 25 процентов от необходимого. Любопытно, какова судьба кредита в размере 30 миллионов долларов, выделенного Президентом для стабилизации производства?.. За последнее полугодие с завода начался системный отток профессиональных работников далеко не пенсионного возраста. Стаж работы некоторых в производственных и снабженческих отделах МТЗ - по 10 - 20 лет. "Раздувается" только отдел маркетинга, численность которого превысила 200 человек...

Для чего все это делается, где реальный результат? А именно - эффективная и понятная система торговли тракторами, пополняющая бюджет страны и кошельки тракторостроителей. Власть - это реальная способность управления, и ее надо вовремя употребить. В противном случае издержки будут лишь нарастать, образуя дыры в бюджете предприятия и страны. А платить так или иначе придется всему обществу.

От редакции

"Громкое" дело бывшего директора МТЗ и последовавшие затем новые назначения, казалось, должны были поставить точку в проблемах завода. Увы... Косвенным подтверждением тому стала недавняя, уже обросшая слухами "операция". Люди будто бы видели милицейское оцепление с рациями, будто бы искали "пропавшие" тракторы и нашли якобы лишь малую часть.

Мы обратились в Комитет государственного контроля с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию. Ответственный работник комитета, никак не комментируя слухи, сказал буквально следующее: "Газета может сообщить, что департамент финансовых расследований КГК провел на тракторном заводе проверку. По ее итогам возбуждено два уголовных дела: по фактам злоупотребления должностным положением и невозврата валютной выручки. Пока это все". Прямое подтверждение статьи!

Впрочем, оставим расследование и его последствия следствию. Пока же читателям "СБ", полагаем, достаточно услышать ответы на поставленные в статье вопросы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...