На союзном рынке белорусской и российской технике нужна одинаковая господдержка

Трактор на двойной тяге

РАВНЫЕ условия хозяйствования закреплены основополагающими документами Союзного государства. Однако на практике случаются исключения из этого правила. Нередко белорусская сельхозтехника при продаже на российском рынке не имеет таких же финансовых преференций, как местная. И это грозит производственникам серьезными материальными потерями. Чем, без сомнения, рано или поздно воспользуются наши общие конкуренты из третьих стран. Недавно этот вопрос рассматривала комиссия Парламентского Собрания по экономической политике. Какие же аргументы и факты там были озвучены?

Сборочный цех совместного белорусско-российского предприятия «Брянсксельмаш».
БЕЛТА

Общая картина такова: российскому рынку ежегодно требуется около 40 тысяч новых тракторов. При этом более половины новых проданных машин имеют белорусскую марку МТЗ. Бренд для россиян знакомый и привлекательный еще с советских времен. Однако в современных условиях пропуском на российский рынок все чаще становится уровень локализации производства, а также перенос на российскую землю базовых технологий. И вот тут не все просто. За 10 лет около 30 российских предприятий пытались освоить сборку белорусских тракторов. Однако осилили задачу лишь некоторые. В итоге более 10 процентов проданных в России МТЗ имеют российский паспорт. Но, как прозвучало на заседании комиссии, и это не всегда гарантирует равные финансовые условия.

— Для нас это очень важный вопрос, — считает министр промышленности Беларуси Павел Утюпин. — Ведь даже выпускаемая в республике техника изначально является белорусско‑российской. В 2017 году утверждена методика определения вклада каждой стороны в трактор или, предположим, автомобиль. Выяснилось, что 60 процентов в стоимости нашей техники — это российская доля. Тут и металл, и комплектующие, и энергоресурсы. Второй уровень интеграции — создание в России совместных предприятий по сборке машин белорусской марки. 

Один из таких проектов реализуется сейчас на литейно‑механическом заводе в Череповце. О его взаимовыгодности говорят следующие примеры. На конвейер будут поставлять материалы и комплектующие 32 предприятия Вологодской области, а это новые рабочие места. Нужны региону и несколько тысяч машин, которые предполагается собирать ежегодно. Минский тракторный завод, в свою очередь, надеется реализовать их в равных конкурентных условиях, то есть чтобы покупатели могли получить соответствующую господдержку. Но с этим и проблемы. Под различными предлогами затягивалось оформление документов о взаимодействии предприятий.

Подобная ситуация и с продвижением на российский рынок кормоуборочных комбайнов известной белорусской марки «Гомсельмаш». Предприятие даже создало в Брянске совместное предприятие для их производства поближе к потребителям. Там трудятся 400 специалистов, отчисления в российский бюджет составляют миллиард рублей в год. Тем не менее, предприятие не может воспользоваться мерами государственной поддержки наряду с российскими заводами. Один из поводов — надо, мол, перенести в Брянск основные технологии, применяемые на «Гомсельмаше». Однако не всегда такая рокировка экономически целесообразна для белорусского учредителя СП.

— Простой обмен комплектующими — это уровень 1990‑х годов, — анализирует ситуацию член Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Сергей Митин. — А вот делать технику ближе к потребителю с господдержкой — другое дело. Надо двигаться вперед и принимать соответствующие решения. В России примерно 10 предприятий выпускают тракторы, есть примеры государственной поддержки иностранных фирм. Итальянские, корейские бренды предполагают выпускать до 5 тысяч машин к 2024 году. То есть место на рынке пусто не бывает. Но не хочется, чтобы в ущерб белорусскому производителю.

Вопрос актуальный. Ведь в рамках Союзного государства в координации нуждается производство грузовых автомобилей, лесозаготовительной техники. Для карьерных самосвалов БЕЛАЗ в России разрабатываются новые двигатели. Эта работа, однако, продвигалась бы куда динамичнее, если бы пользовалась определенной финансовой господдержкой по обе стороны виртуальной белорусско‑российской границы.

КСТАТИ

Два роботизированных 130‑тонных самосвала БЕЛАЗ проходят испытания в Хакасии в Абаканском разрезе. Торжественный ввод их в эксплуатацию планируется на август. В планах — создать автоматизированное «трио», дополнив его роботизированным мощным погрузчиком. Создаются тяжеловесные роботы совместно белорусскими и российскими специалистами. 

BIBIKOV@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter