«Беларус-82.1» Александра Маляра преодолел несколько тысяч километров из Екатеринбурга в Крым и обратно

Трактор – молодец, но на пляже с ним не удобно

«Беларус-82.1» Александра Маляра преодолел несколько тысяч километров из Екатеринбурга в Крым и обратно


Наш герой живет в поселке Балтым Верхнепышминского района Свердловской области. За рулем трактора с 12 лет. Но путь в 8 тысяч километров оказался для него испытанием. 22 (!) дня в кабине «Беларуса». Остановки минимальные — 5—10 минут. На легковом авто такое расстояние преодолеть непросто. А что говорить, когда ты за рулем трактора?  «Даже на ровной дороге трясет, а на проселочной так и вовсе подбрасывает едва не до потолка. Возникала мысль развернуться обратно домой», — говорит Александр. И все же не дрогнул, осилил расстояние. После этого Александр стал звездой. О нем, к слову, отце троих детей, рассказали и ведущие российские каналы. Поздравляли родные и друзья. Какое оно — море из кабины «Беларуса»? Как отреагировали окружающие на трактор-тур? Корреспондент «СГ» дозвонился до Александра МАЛЯРА в Свердловскую область и попросил дать эксклюзивное интервью.

— Александр, почему именно «Беларус»?

— Всенародно признанная техника. А какая надежная! У меня ведь до этого были самодельные трактора. А МТЗ покупал практически с «нуля». Целый год обкатывал: что-то нужно было подкрутить, что-то поменять. Все-таки дорога дальняя. Требования повышенные. В поле если трактор сломается, его отбуксируют в гараж. А некоторые детали механизатор может поменять прямо на месте. Когда же впереди тысячи километров, не сильно набегаешься за запчастями. 

Правда, сначала возникла идея поехать на тракторе Владимировского завода. Обратился на завод с просьбой предоставить технику, переслал им проект маршрута. Оказалось, что подобный опыт путешествия однажды был. Мужчина на ВТЗ преодолел расстояние из Новосибирска до Владивостока. Тысячи километров! Его достижение занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Так что мои 8 тысяч еще не самый длинный путь в истории тракторных туров. В общем, на Владимирском заводе мне отказали.  

— Вместе с вами путешествовал Сергей Суховенко. Какова была его роль?

— Прежде всего это моральная поддержка. Все-таки одному в кабине скучно. К тому же Сергей давний друг нашей семьи. Ну и потом, он снимал всю дорогу фильм — у него профессиональная видеокамера и опыт оператора. Правда, пока смонтировать отснятое нет времени.  

— А как реагировали водители на трассах? Не нервничали? Ведь трактор больше 40 километров в час не едет…

— Большинство водителей относились к нам с уважением.  Иногда даже пропускали вперед. Останавливались на обочине. Но проще, конечно, нас обогнать. Ведь ехали всего 30—40 километров в час. 

— По дороге с гаишниками проблем не возникло?

— На МКАД под Москвой остановили сотрудники ГИБДД. Оказывается, кольцевая относится к автомагистрали. Трактору двигаться нельзя. Согласен, что виноват, нарушил. Но лишних денег с собой не было. Уговаривал сотрудника ГИБДД простить мое нарушение — не удалось. Пришлось заплатить штраф. Но ведь по проселочным дорогам долго ехали бы. И могли заблудиться.  

Правда, такое случилось с нами лишь раз. Чаще, наоборот, встречали понимание со стороны дорожной инспекции. В порту Керчи сотруднику дорожной полиции понравился наш трактор. На его фоне он даже сделал селфи, потом сфотографировался в полный рост. Зачем? Друзья убеждали, что трактор не может проехать даже тысячу километров. Говорили, что это все сказки. Теперь у него явное доказательство. 

— Александр, сколько получалось преодолевать километров в день?

— В среднем по 200. Иногда по хорошей трассе и не в сильно жаркую погоду и все 400. За 24 часа сжигали около 120 литров солярки. По деньгам топливо потянуло на 70 тысяч рублей. Всего же бюджет дороги — 100 тысяч.  

— Как переживали бытовые лишения?  

— У нас была стиральная машинка, пылесос и генератор. Но они не пригодились. К любому двору подъезжаешь — вот тебе розетка, постирать предлагали и тому подобное. Автостоянки оборудованы душем. А ночевали прямо в прицепе. Мы его прицепили к трактору и тянули за собой. Внутри прицепа интерьер как дома. Две кровати, шкафчики — все выглядит уютно, комфортно. 


— Вернуться обратно не хотели? 

— Порой такие мысли возникали. И все из-за плохой дороги. Едва не решился повернуть обратно под Самарой. Трасса ужасная. Одни выбоины. Километров 50 в сторону Саратова проехали, и терпение лопнуло. Думали, неужели вся дорога до Крыма такая? В это не хотелось верить… Хорошо, что через 100 километров дорога стала намного лучше. 

— Ломались в пути?

— Трактор — молодец, отслужил на совесть. Поломок практически не возникло. А вот покрышки износились. Так мы их поменяли: протектором в обратную сторону. Сгорели два клаксона: отвечали на приветствия попутчиков. Треснуло лобовое стекло: вылетел камушек из-под колеса самосвала. На одной из проселочных дорог оборвало прицепное. Пришлось ремонтировать. Это была самая большая поломка. 

— Не жалеете, что выбрали Крым?

— Ну, во-первых, свое путешествие посвятил 70-летию Великой Победы. Побывали, где похоронен мой дед — ветеран Великой Отечественной войны.  Останавливались и в попутных городах и возлагали цветы к памятникам: Екатеринбург, Уфа, Самара, Волгоград... А вот в Севастополе не смогли купить букет. Попали в пробку. Как раз в этот день были городские гулянья, и с прилавков магазинов смели все цветы… 

Не повезло с отдыхом. Вода оказалась холодной. Толком не искупались. В Ялте всего один день на пляже удалось позагорать. Но если честно, лежать не сильно хотелось. Я ведь человек деревенский, привык постоянно двигаться. А вот погулять по побережью не получилось. Земля у моря разделена между отелями.  

— Как встречали в Крыму? 

— Многие видели, что на тракторе. И знали наш маршрут: он обозначен на стенке прицепа. Люди подходили, жали руку. Многие рассказывали про своих родственников, где они воевали. В Керчи подошел заместитель директора порта. Он бесплатно пропустил на паром. Провел небольшую экскурсию, показал каюты. Радует такое отношение. 

— Вы еще и в гонках поучаствовали? 

— Наше участие на «Беларусе» символическое. Гонки на «железных» конях проходят под Ростовом ежегодно. Наш маршрут пролегал через этот город. Заехали посмотреть. Впечатлений масса. 

Вы видели, как трактор прыгает в грязь? До этого я тоже нет. А на гонках это все было. Причем сельхозтехника разгонялась до 120 километров в час.  Мой «Беларус» 40 километров в час выжимает. Так что наш экипаж не рассматривали как соперников. 

А вот по грязи и буграм прокатился. Порцию адреналина получил. Организаторы подарили два колеса. Вдобавок нам помогли с ночевкой: предоставили номера в гостинице, безвозмездно причем. Взяли на себя расходы по питанию. Еще трактор подремонтировали, провели техническое обслуживание. 

— Не возникло желания заехать в Минск?

— Честно сказать, ни разу в Беларуси не были. И очень хотели посмотреть, что у вас да как. Даже маршрут на карте проработали. Собирались попасть на Минский тракторный завод. Посмотреть, как собирают сельхозтехнику, где-то советом помочь. Да спонсоров не нашли. Обидно было.

— Еще поедете в путешествие, например, на Дальний Восток? 

— Пока в планах путешествий на большие расстояния нет. Свою мечту, считай, в жизнь воплотил. Сейчас загорелся гонками на тракторах. Хочу попробовать свои силы в соревнованиях. Технику нужно будет переоборудовать под спортивную. 

— Тракторы — это только ваше хобби или профессиональная деятельность с ними тоже связана?

—  Раньше работал в дорожной организации. Недавно она перестала существовать. Я остался без работы. Но у меня есть трактор, он источник дохода. Сейчас занимаюсь подготовкой озера Балтыш к гонкам на тракторах. Расчищаю лед от снега. За это получаю копейку от спонсоров. 

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter