Трактор без подшипника далеко не уедет

К  сожалению,  потребность  в  комплектующих  все  чаще  покрывается  за  счет  поставок  из-за  рубежа

За  ростом  в  машиностроении  не  поспевают  многие  смежные  отрасли.  К  сожалению,  потребность  в  комплектующих  все  чаще  покрывается  за  счет  поставок  из-за  рубежа

В Минпроме поясняют: увеличение импорта   на один процент дает двухпроцентный рост экспорта. Доля участия иностранных производителей в любой продукции белорусской промышленности достаточно высока и по некоторым позициям доходит порой до 60—70 %. Но приходится констатировать и тот факт, что снимать сливки с растущей потребности белорусских заводов в комплектующих с большим успехом удается лишь зарубежным поставщикам. Этот вывод вполне можно сделать при анализе ситуации в подшипниковой отрасли. 

Главный и практически единственный в Беларуси представитель отрасли — Минский подшипниковый завод — переживает далеко не самые лучшие времена. Только в январе—июне этого года, согласно данным Минстата, впервые за последние годы наметилась положительная динамика выпуска — 104,7 % к уровню такого же периода 2007-го (в количественном выражении). Однако в 2005—2007 годах происходило снижение объемов — на 24,2 %, 14,7 % и 0,1 % соответственно. По некоторым данным, на предприятии идет сейчас процесс техперевооружения: проектом предусмотрено, что в 2008—2014 годах на эти цели будет направлено 132 миллиарда рублей собственных средств и кредитных ресурсов. Но коренным образом это ситуацию не исправит — завод нуждается в более масштабных инвестициях. Заметим, кстати, что Минский подшипниковый завод оказался в перечне открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации госсобственности, акции которого подлежат продаже в 2008—2010 годах. Рассчитывать на приход иностранных инвесторов в эту отрасль пока не приходится — о каких-то предметных переговорах, судя по всему, речь не идет. Сегодня интерес крупнейших мировых компаний прикован к российскому рынку и его активам. 

Аналитики поясняют: подшипниковая отрасль на всем пространстве СНГ с точки зрения технологий серьезно отстает от передовых компаний. Лидерство в этом сегменте предполагает не только огромные капвложения в современное оборудование, но и не менее масштабные затраты на научные исследования. Причем технологии совершенствуются настолько быстро, что уже через 5—6 лет оборудование требует обновления. К тому же использование современных станков, которые могут обеспечить практически «безлюдное» производство, отчасти решает другую актуальную проблему — дефицит квалифицированных кадров. Даже низкие цены на продукцию вряд ли можно рассматривать как серьезное конкурентное преимущество — по этому показателю вперед вырвались китайские компании. 

Россия между тем закрыла свой рынок для китайской продукции — около года назад до 40 % были увеличены таможенные пошлины, и вместе с таможенными сборами барьер для входа превысил 50 %. Фактически это сделало китайские подшипники неконкурентными на российском рынке. Специалисты признают, что заводы в КНР уже могут выпускать качественную продукцию, особенно если в процессе участвуют капиталы мировых корпораций. 

Крупные белорусские заводы — потребители подшипников предпочитают продукцию из России, Украины или стран дальнего зарубежья (кроме Китая), хотя доля последних в общем объеме импорта не очень велика. А вот более мелкие производители активно сотрудничают и с китайскими производителями. Поставки из КНР в стоимостном выражении составили в январе—июне этого года пятую часть всего импорта. Всего за эти месяцы в страну ввезено подшипников почти на 58 миллионов долларов, что на 62 % больше, чем за аналогичный период 2007-го. Заметим, что в натуральном выражении поставки выросли на 19,7 %. Усилить свои позиции сумели практически все страны — основные поставщики. Например, Россия и Китай в денежном эквиваленте увеличили импорт в Беларусь на 71 % и 47,1 % соответственно. Минскому подшипниковому заводу удалось разве что сохранить достигнутый уровень поставок внутренним покупателям. Так, если в натуральном выражении производство выросло на 4,7 %, а экспорт увеличился на 1 %, то можно предположить, что отгрузка отечественным потребителям выросла незначительно. 

«Ситуация на рынке за последний год резко изменилась, — говорит Виктор Шкурский, директор представительства ООО «Торговый дом ЕПК» (Россия) в Беларуси. — Если раньше мы обращались с предложениями к потребителям подшипников, то сейчас они к нам приходят, но мы не всегда готовы увеличить объемы поставок…». Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК), которая контролирует примерно половину российского рынка, заинтересована широко присутствовать и в Беларуси. Но в условиях, когда спрос на подшипники растет и в России, заводам, входящим в структуру корпорации, необходимо адекватно реагировать на внутренние потребности. Например, только Волжский автомобильный завод заявил о планах увеличить в следующем году выпуск отдельных моделей вдвое. Амбициозные задачи ставят и другие машиностроители, в частности, такой гигант, как КамАЗ. По оценкам российских аналитиков, за последние 3 года потребление подшипников в странах СНГ увеличилось примерно на 40 %, и эта тенденция сохранится. 

Только масштабные инвестиции спасут подшипниковую отрасль Беларуси, считают специалисты. Причем это уже не тот вопрос, который можно отложить в долгий ящик. От момента принятия решения о модернизации до выпуска продукции может пройти при самом удачном раскладе 2—3 года. Какие действия сумеют предпринять за это время мировые лидеры, можно себе представить уже по их нынешней активности. Так, в этом году заявили об организации совместного производства американская компания «Brenco» и российский холдинг ЕПК: эксперты уже назвали этот проект «прорывным» для подшипниковой отрасли РФ. Не менее значимое событие — строительство другим мировым лидером, компанией SKF, подшипникового завода в Тверской области. Параллельно зарубежные компании наращивают поставки своей продукции, и потеснить их с завоеванных позиций впоследствии будет очень затруднительно. 

В то же время все мы знаем, какая роль в наращивании экономического потенциала Беларуси отводится промышленности. И рост зависимости отраслевых предприятий от импортных комплектующих не может не вызывать некоторых опасений…

Мнение специалиста 

Валентин Тюпко, первый заместитель начальника управления внешней кооперации РУП «МАЗ»: 

— С дефицитом подшипников сегодня сталкиваются все белорусские заводы. Особенно он стал заметным в последние 2—3 года. Хотя еще в 1990-х предложение этих деталей значительно превышало спрос. Но так уж сложилось, что основные потребители стали ускоренными темпами наращивать объемы выпуска, а уцелевшие с советских времен подшипниковые заводы практически не развивались. Кроме того, существенно увеличилось потребление этой продукции в Бразилии, странах Юго-Восточной Азии. Часть отечественных заводов переориентировалась на китайские подшипники, но их качество нередко вызывает сомнения. 

Производители в странах СНГ пытаются наращивать мощности, но не всегда получается. Мы много работаем с этими предприятиями, в том числе и с Минским подшипниковым заводом, доводим информацию о наших проблемах. Но свою потребность (которая, кстати, за последние 2 года увеличилась в 1,5 раза), закрываем с большим трудом. С учетом планируемого роста производства на МАЗе, да и на других заводах, ситуация будет только обостряться. К продукции российского или белорусского производства у нас претензий нет, хотя сравнения с образцами мировых лидеров, той же SKF, она не выдерживает. Впрочем, и цена западных подшипников примерно в 3 раза выше, а это уже напрямую влияет на себестоимость конечной продукции. В западных странах тоже делаем закупки, но в небольшом объеме, и только для выпуска автобусов. Хотя и там наблюдается дефицит – с момента заказа приходится ожидать поступления товара несколько месяцев. Основным поставщиком МАЗа остается Минский подшипниковый завод: мы закупаем у них продукции примерно на 1,5 миллиарда рублей в месяц. Хотели бы и больше, но МПЗ старается наращивать выпуск высокорентабельных видов подшипников, которые востребованы за рубежом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter