Трактор «Беларус»: от крупных партий до эксклюзивных заказов

Техника марки «Беларус» приобретает все большую популярность

Производство

Главная цель, стоящая перед любым промышленным предприятием, — выпуск качественной продукции, способной в полной мере удовлетворять запросы потребителей, — не меняется с течением времени. Оно лишь вносит свои коррективы, определяя приоритеты и расставляя акценты на пути к ее достижению.

На Минском тракторном заводе главной производственной темой в минувшем году стал выпуск «Беларусов» с двигателями «Tier-3B», отвечающими последним европейским требованиям к экологии. Машины с такими двигателями предприятие представило на двух самых престижных сельскохозяйственных показах — в Париже и Ганновере. Об этом, а также о новых направлениях деятельности и об объемах выпуска тракторов рассказывает директор по производству РУП «МТЗ» — заместитель генерального директора ПО «МТЗ» Александр ПОТУРАЕВ:

— В 2013-м на предприятии выпущен 51 трактор с системой очистки отработанных газов SCR фирм «BOSCH» и «РОССКАТавто», соответствующей нормам «Tier-3B». По одному были изготовлены «Беларусы» моделей 922.5 и 923.5. Тракторов 952.5 выпущено тринадцать, 1025.5 — девять, 1221.5 — четыре, 1523.5 — два, 2022.5 — двенадцать, 3522.5 — девять. Машины этих моделей представляли нашу марку на «AGRITECHIKA-2013» в Ганновере и «SIMA-2013» в Париже и выглядели очень достойно. После показа во французской столице в городе Труа была открыта постоянно действующая экспозиция фирмы «Podia», где сегодня демонстрируется весь модельный ряд «Беларусов» с системой SCR.

Одновременно с внедрением новых разработок предприятие продолжало серийный выпуск тракторов, которые отправлялись на рынки ближнего и дальнего зарубежья по ранее заключенным договорам. Отправлялись на сборочные производства и тракторокомплекты.

В число главных составляющих успешного развития любого предприятия сегодня также входит умение быстро реагировать на изменение спроса потребителей техники. У МТЗ, как известно, скорость такой реакции высокая. Свидетельство тому — широкий модельный ряд выпускаемых машин, огромное количество их модификаций и вариантов комплектации.

Из наиболее крупных производственных заказов в минувшем году отмечу осеннюю партию «Беларусов» модели 510.1 для Пакистана. Это почти две тысячи машин. Также крупная партия машин была собрана и несколько ранее — в апреле, мае и июне. Добавлю и 459 «Беларусов» моделей 952.4, 920.4, 1221.4 и 1025.4 для поставки в Польшу. Кроме того, в этом же ряду — изготовление тракторокомплектов хлопководческих «Беларусов» для отправки в Узбекистан, на Ташкентский тракторный завод.

Были в 2013-м и так называемые эксклюзивные заказы. Это изготовление двух машин универсальных МУ-466, которые могут ездить как по дорогам, так и по рельсам. Одна из этих машин выпущена по заказу Минского метрополитена, вторая будет отправлена на воронежский завод.

Так что, несмотря на все трудности и общемировое замедление экономики, техника марки «Беларус» приобретает все большую популярность.

С учетом современных требований, нацеленных на рациональное использование лесных ресурсов и внедрение новых технологий лесозаготовок, предъявляемых, в частности, в нашей республике и Российской Федерации, изготовление лесохозяйственной техники приобретает особую актуальность. В развитие этого направления производственной деятельности ПО «МТЗ» в настоящее время ведутся работы по созданию харвестеров МЛХ-404 и МЛХ-414, предназначенных для рубок ухода и выборочных рубок.

С целью повышения эффективности производства машин лесных погрузочно-транспортных МЛПТ-344 для цехов МТЗ и Мозырского машиностроительного завода разработаны мероприятия, направленные на реализацию планов, предполагающих поставку потребителям до 200 таких машин в год. Выполнение этих мероприятий продолжится в 2014-м.

В числе приоритетов — выпуск новых «Беларусов» с двигателями «Stage-4». Для сертификации по Директивам ЕС планируется изготовить первую партию тракторов мощностью от 130 до 210 лошадиных сил с шестицилиндровыми дизелями Минского моторного завода и системой очистки выхлопных газов SCR российской фирмы «РОССКАТавто». Речь идет о «Беларусах» моделей 1221.6, 1523.6, 2022.6 и 2422.6.

Маркетинг

В нынешнем году маркетинговая стратегия Минского тракторного завода будет направлена на диверсификацию рынков сбыта «Беларусов». В частности, планируется сделать акцент на наращивании объемов экспорта в страны дальнего зарубежья и государства Содружества — Казахстан, Украину, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан.

О тенденциях на рынках тракторной техники и перспективах расширения географии поставок рассказывает исполняющий обязанности первого заместителя генерального директора ПО «МТЗ», РУП «МТЗ» по маркетингу — директора маркетинг-центра Александр КАЗАКЕВИЧ:

— Сразу хочу отметить, что в числе объективных причин, повлиявших на снижение экспорта в минувшем году, — уменьшение уровня платежеспособного спроса на сельхозтехнику в Российской Федерации. Как правило, в это соседнее государство МТЗ поставляет порядка 50 процентов выпускаемой продукции. В 2013-м в РФ отсутствовали все федеральные программы субсидирования сельхозпроизводителей.

Поэтому и поставки тракторокомплектов уменьшились в объемах в три раза, но при этом увеличилась отгрузка готовых тракторов в адрес торговых домов МТЗ, работающих на российской территории. Такое решение позволило отчасти компенсировать потери, которые повлекло за собой снижение емкости российского рынка. В сложной ситуации оказался не только наш, но и все российские производители сельхозмашин. К примеру, за 10 месяцев 2013-го объем производства на всех тракторных заводах в соседней стране по сравнению с таким же периодом 2012-го составил 63,9 процента. При этом МТЗ удалось сохранить свою долю на этом рынке сбыта. Сегодня она составляет 80 процентов. В сегменте тракторов мощностью от 80 до 130 лошадиных сил «Беларусам» принадлежит практически 100 процентов рынка, а в сегменте энергонасыщенных машин доля МТЗ увеличилась с 8,2 до 10 процентов.

Тем не менее прогнозы на ближайшую перспективу относительно финансирования закупок техники для агропромышленного комплекса в РФ и, в частности, закупок тракторов нельзя назвать оптимистичными. Вероятнее всего, ситуация пока не изменится. Поэтому основной акцент в 2014-м будет сделан на увеличении поставок в другие страны. Планируется сосредоточить усилия на наращивании экспорта на рынки сбыта, отличающиеся большой емкостью, а также на рынки, не являющиеся традиционными для МТЗ.

В 2013-м первые партии тракторов отгружены в Нигерию, Мозамбик, Танзанию, Конго, Турцию, Шри-Ланку. Возобновились поставки во Францию. Учитывая длительное отсутствие МТЗ на французском рынке сбыта, который по своей емкости занимает второе место в Европе, это очень важный шаг.

Вырос экспорт в Великобританию, Венгрию, Польшу, Сербию, Чехию. Положительный результат достигнут не только в поставках «Беларусов» в страны Европы. Без учета Российской Федерации экспорт увеличился практически во все государства Содружества. Так, отгрузка тракторов в Азербайджан в январе — ноябре 2013-го по сравнению с аналогичным периодом 2012-го выросла в два раза. Поставки в Армению увеличились на 76 процентов, Грузию — на 143 процента, Кыргызстан — на 70, Украину — на 10 процентов. С Ташкентским тракторным заводом был заключен контракт на поставку 500 трансмиссий под сборку хлопководческих тракторов. В настоящее время этот контракт реализован, деньги за поставленную продукцию поступили на счет предприятия, и прорабатывается вопрос о продлении сотрудничества. Это позволит отчасти компенсировать потенциальные потери в объемах экспорта из-за отсутствия государственной программы по закупке сельхозтехники в Туркменистане.

Наметилась положительная динамика роста экспорта и в некоторые страны Юго-Восточной Азии, например во Вьетнам и Камбоджу.

В Камбодже в ближайшее время планируется запустить сборочное производство «Беларусов».

Открытие его намечено на начало года. Предполагается, что в течение двух следующих лет выпуск тракторов нашей марки на камбоджийской территории будет доходить до 500 машин в год, что позволит не только увеличить экспорт продукции МТЗ в Камбоджу, но и выйти на рынки близлежащих стран. На это также нацелены и планы, касающиеся открытия торгового дома МТЗ в Сингапуре.

Разветвление собственной товаропроводящей сети за рубежом — одна из мер, работающих на расширение сферы влияния МТЗ на мировых рынках.

Торговые дома МТЗ будут открыты в Египте и Пакистане. Это позволит вести прогнозируемую работу и обеспечивать стабильные поставки нашей техники. Кроме того, наличие собственных субъектов ТПС послужит дальнейшей популяризации заводской марки в упомянутых странах. Также предприятие планирует открыть свои представительства в Южно-Африканской Республике и Бразилии. В перспективе на территории латиноамериканского государства предполагается организовать сборочное производство «Беларусов».

Из направлений деятельности, нацеленной на увеличение объемов экспорта в страны СНГ, акцент будет сделан на продвижении энергонасыщенных «Беларусов» серии 3000. На рынках тракторов государств Содружества в сегменте машин мощностью 300—350 лошадиных сил имеется потенциал для дальнейшего увеличения спроса на эти тракторы. Планируем задействовать различные схемы реализации продукции, в том числе и активизировать работу со структурами собственной товаропроводящей сети.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, стоит отметить, что положительная динамика в деле разгрузки складов заметна уже сегодня.

Фото: Андрей ДАСАЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter