В театре им. М.Горького состоялась премьера спектакля "Трактирщица"

Трактир на Володарского

В Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького состоялась премьера комедии «Трактирщица» по пьесе итальянского классика Карло Гольдони в постановке итальянца же Маттео Спьяцци. Это уже вторая постановка режиссера в минском театре, первой стала комедия дель арте Viva Commedia! Российский постановщик Николай Рощин в питерском Александринском театре при постановке пьесы «Ворон» другого итальянского драматурга Карло Гоцци придумал актерам диковинные маски, постарался отказаться от карнавальности, импровизации и прочей лжеитальянщины. Сосредоточился, по его собственному признанию, на схематичности пьес, в которых, если очистить их от всякой второстепенной бутафории, можно увидеть ростки абсурда... Маттео Спьяцци пошел другим путем: он приподнял завесу тайны над самой театральной кухней. Жанр спектакля «Трактирщица» обозначен как репетиция комедии.

В первом действии мы видим муки творчества режиссера в исполнении Александра Вергунова, который бьется как рыба об лед с вечно отвлекающимися на мелочи, не способными сосредоточиться на зерне роли актерами. «Это ужасно, ужасно», — только и слышим мы от персонажа Вергунова. Сомнение невольно передается и в зал. Большую часть первой части спектакля Александр Вергунов сидит в углу, за режиссерским столиком, изредка вскакивает, чтобы задать трепку актрисе или актеру. Труппа же нарочито изображает «неподдающихся». Между исполнителями главных ролей то и дело возникают перебранки, называют они себя, как и требовал в «Карнавальной ночи» товарищ Огурцов, настоящими именами и фамилиями.

Логично было бы предположить, что отношения труппы и режиссера будут только обостряться, и, скажем, как в картине «Репетиция оркестра» Федерико Феллини, мы увидим во второй части какой–нибудь настоящий творческий бунт. Актеры, например, свергнут ненавистного режиссера и покажут, как они сами понимают природу театра, и в частности драматургию Гольдони. Но обострения конфликта не происходит. Во второй части персонаж Режиссер, появившись вначале, попросту исчезает, чтобы выйти с пафосным и декларативным выводом в финале, актеры же доиграют пьесу как бог на душу положит, но в основном стремительно и ясно, не теряя пресловутого итальянского темпа. Словно мотыльки, вьются кавалеры разного калибра вокруг хозяйки гостиницы Мирандолины, и от них рябит в глазах.


Во всем настроении «Трактирщицы» сквозит элемент игры, несерьезности, даже некоторой пародийности на костюмный театр. Невозможно смотреть без смеха на накладной живот Олега Коца или на то, как переодеваются на сцене кокетливые хохотушки Елена Дубровская и Инна Савенкова. Эта благородная попытка ухода от сиюминутной реальности в мир грез удивляет и даже вызывает зависть. Поистине нужно оставаться большим ребенком, чтобы так видеть и чувствовать мир. По сути же, ничего принципиально нового, что должно было бы как–то нас обескуражить, в этом приеме нет. «Репетировал» по ходу спектакля и находился на сцене режиссер Иосиф Райхельгауз в постановке «Записки русского путешественника». Приподнимали завесу тайны и в трагикомедии «Счастливцев–Несчастливцев» Московского театра сатиры: Михаил Державин отвечал на мобильные звонки продюсеров, предлагавших выгодный рекламный контракт, Александр Ширвиндт вяло делал замечания сотрудникам театра по свету и костюмам. Ширвиндт еще то и дело прерывал одну из мизансцен, так как его партнер играл с недостаточной отдачей.

Когда в такой капустник на сцене играют «отмотавшие» не один сезон корифеи, их можно понять: за долгие годы накопилась усталость от формальности, рутинности ремесла, хочется как–то обнулиться, поиронизировать над штампами. Когда же за такой прием берутся молодые актеры, ничем, кроме как природным озорством, этот шаг, наверное, объяснить нельзя.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 35 (25170). Вторник, 21 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter