Сельская газета

Трах-бак и полупусто

От чего зависит запас топлива в Минской, Могилевской и Витебской областях

НА селе сейчас одновременно с зерновыми убирают лен, косят травы, начали сеять озимые. И самая большая проблема в эти дни не поломки техники или нехватка механизаторов. Зачастую сильнее всего некоторых руководителей тревожит наличие топлива.

Ситуация с ним довольно неоднозначная. Например, если в пружанском ОАО «Агро-Колядичи» солярки на четыре месяца вперед, в осиповичском ОАО «Белшина-агро» — на две недели, то кое-где убирают с полупустыми баками. Скажем, в Воложинском районе при расходе за вторник 40 тонн на утро среды оставалось 63 тонны, в Молодечненском из 36 — 53.


Как обстоят дела с запасами топлива на жатве и от кого они зависят прежде всего?

В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ четыре склада хранения нефтепродуктов — в Фаниполе, Молодечно, Борисове и Слуцке.  В Несвиже мини-наливной терминал, на котором установлены наливные приборы для заполнения бензовозов. Все они относятся к республиканскому дочернему унитарному предприятию по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт».  

В Фаниполе горючее отпускают по заявкам сельхозпредприятий круглосуточно и по выходным — до последнего бензовоза. Утром на складе в основном автомобили из строительных предприятий. Ближе к обеду на территории уже появляются и бензовозы из хозяйств. На моих глазах оператор Никон Климкович пломбирует бензовоз  Николая Саврицкого из ОАО «1-я Минская птицефабрика». Но настоящая работа начинается во второй половине дня, когда массово прибывают машины из хозяйств.

Они покупают топливо оптом. По информации исполняющего обязанности директора, главного инженера  «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» Александра Груши, потребление солярки и бензина сельхозпредприятиями во время уборочной в структуре общей оптовой торговли возрастает до 70 процентов. А среднесуточная его реализация в АПК Минской области составляет от 500 до 1000 тонн в сутки — примерно столько, сколько и в прошлом году.

Вывозят топливо хозяйства в основном собственным транспортом. Хранят его на своих складах. Но емкости не настолько большие, чтобы вместить десятидневный запас. Поэтому за рейс выбирают двух-трехдневную норму. Однако это не значит, что работы в поле после этого остановятся. По мере расхода поступают новые партии горючего. На «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» создан его десятидневный запас.

Водитель ОАО «1-я Минская птицефабрика» Николай САВРИЦКИЙ постоянный клиент на фанипольском складе нефтепродуктов

ПОЧТИ 24 тысячи тонн солярки и 1,3 тысячи тонн бензина — такова потребность хлеборобов МОГИЛЕВЩИНЫ на жатву-2017.

По утверждению заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Александра Адамова, топливом техника  обеспечена:

— Неснижаемый семидневный запас для комбайнов и машин, перевозящих зерно, контролируется и пополняется ежедневно. Он около 2,5  тысячи тонн. Конечно, такое количество топлива хозяйства держать не в силах, поэтому часть его остается на ответственном хранении на складах АЗС.

За день хлеб убирается на 17,5—18,5 тысячи гектаров — это 5—6 процентов площадей. Такие темпы, безусловно, можно выдержать только при высоком уровне технической готовности. И запас топлива — одна из ее составляющих.

В облсельхозпроде привели такой факт: ежедневно на жатве происходит от 40 до 150 остановок комбайнов по техническим причинам, но ни одной из них не случилось из-за отсутствия горючего. Его запас формируется из разных источников. Главные в этом перечне — льготные кредитные ресурсы предприятий, помощь государственного материального резерва с отсрочкой платежа и, конечно же, собственные средства предприятий.

Конечно, сразу выложить необходимую сумму денег за топливо все хозяйства не могут. Большинство будет рассчитываться за горючее  уже после реализации нового урожая. Чтобы выдержать темп страды, приходится с колес изобретать довольно сложные многоходовки, которые самостоятельно сельхозпредприятие выстроить не сможет. По поставкам топлива в жестком режиме работает облсельхозпрод в тесном контакте с райисполкомами.

ХЛЕБОРОБЫ ВИТЕБЩИНЫ не только быстро убирают хлеб, но и первыми в республике приступили к севу озимых. Так, семена рапса легли в почву почти на пяти с половиной тысячах гектаров из 40 тысяч запланированных.

Озимый сев — это тоже  далеко не малый расход топлива. Всего же области на уборку и посевную его нужно свыше 21 тысячи тонн. Эту проблему поднял накануне уборочной на селекторном совещании у Президента председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнев. И помощь региону оказана: выделен товарный кредит на 8,3 тысячи тонн горючего.

Из запланированных на август 6640 тонн, по словам заместителя председателя облсельхозпрода по механизации Михаила Придыбайло, поступило 4913 тонн, или 73 процента. Кроме того, хозяйства приобрели 1741 тонну топлива за собственные средства.

Техника не простаивает, но ситуация складывается по районам и отдельным хозяйствам далеко не однозначная. Так, если в Чашникском районе от товарного кредита осталось еще 148 тонн топлива, то в Лепельском, выделенного на август, всего пять тонн, а в Шарковщинском и вовсе ничего. В довольно сложных условиях на жатве оказались некоторые сельхозпредприятия Верхнедвинского района. В ОАО «Бельковщина», КУП СХП «Верхнедвинский», УПП «Ужица-Агро» и некоторых других комбайны для выгрузки зерна из бункеров выезжают на дорогу, потому что машины из-за сильно увлажненной почвы не могут заехать на поле. Тракторами в ряде случаев буксируются и сами комбайны. А это — лишние расходы горючего. Тем не менее его должно хватить до середины следующей недели. Правда, менять зерно на горючее по невыгодной для себя цене в районе пока не намерены.

Вовсе отказались от товарного кредита на горючее и, кстати, не первый год, в СПК «Маяк-Браславский» Браславского района. Здесь живут на собственные средства и приобрели горючее, взяв льготный кредит в банке под три процента годовых. Экономить солярку и бензин помогает и спутниковая система слежения за каждым комбайном и другой энергоемкой техникой. Тем не менее ежедневно в хозяйстве расходуется от 8 до 10 тонн топлива. Ведь только комбайнов здесь 18, а хлебное поле свыше четырех тысяч гектаров. В «Маяке-Браславском» убрано около 40 процентов при урожайности 45 центнеров. Расчет — засыпать в закрома не менее 16 тысяч тонн зерна и тем самым не только выйти на рекорд по валу, но и полностью обеспечить фермы КРС и свиноводческий комплекс собственными кормами.

А вот директор ОАО «Торгуны» Докшицкого района Анатолий Большунов, в хозяйстве которого почти 5 тысяч гектаров зерновых, сетует на то, что заправлять уборочную технику приходится прямо с колес. Но и здесь она пока еще не простаивает…

СПРАВКА «СГ»

На уборку урожая (август-сентябрь) селу необходимы 181 тысяча тонн дизельного топлива и 11 тысяч тонн бензина. В сутки в среднем по республике АПК выбирает 2,5—3,5 тысячи тонн из расчета запаса на 5—7 дней.

gardiana@tut.by;

kovalev@sb.by;

saulich@bk.ru

Фото Константина КОВАЛЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости