На Могилевщине восстанавливают память о забытом художнике

Трагедия передвижника Неврева

История и культура Беларуси и России переплетены столь тесно, что отделить их друг от друга невозможно. Белорусский художник Витольд Бялыницкий-Бируля всю творческую жизнь прожил в России, восславляя в своих картинах неповторимую красоту ее пейзажей. Уроженец могилевской деревни Тубышки генерал Михаил Черняев принес славу русскому оружию и стал национальным героем Сербии, заслужил глубокое почтение в Средней Азии, поскольку в бытность военным губернатором Туркестанской области совершил много добрых дел для местного люда. А русский художник-передвижник Николай Неврев самые плодотворные годы творчества провел в деревушке Лысковщина на Могилевщине, где и закончил свой жизненный путь.
 
Мочалов среди почитателей. 1888 г.
Мочалов среди почитателей. 1888 г.

Судьбы этих людей удивительно переплелись на круглянской земле. Сегодня это небольшой район Беларуси. После выхода в отставку генерал Черняев вернулся сюда в свое родовое поместье. И пригласил погостить художника, члена Товарищества передвижников Николая Неврева, с которым близко сошелся в Петербурге. Предложение было принято с благодарностью. Мастер бытового и исторического сюжета обосновался в имении жены генерала, в деревне Лысковщина, что верстах в десяти от черняевской усадьбы. 

К этому времени Неврев уже был признанным художником. Широкую известность получили созданные им в 60-е годы XIX столетия полотна «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах», «Воспитанница» и другие. А картина «Торг. Из недавнего прошлого» удостоилась 1-й премии Общества любителей художеств.

Оказавшись среди дивной деревенской природы, художник поначалу плодотворно работал не только в историческом жанре, но и как портретист, о чем писал друзьям и сестрам в своих письмах. Кстати, они позже и завели некоторых исследователей его жизни и творчества в заблуждение. Например, некоторые из них стали утверждать, что Лысковщина была имением самого Неврева. Другие – что относилась деревенька не к Могилевской, а к Витебской губернии. 

Здесь жил художник.
Здесь жил художник.

Историческая справедливость по отношению к художнику и его биографии сегодня восстанавливается в историко-художественном музее, который создается в доме, где жил Неврев. Дом восстановлен, завершается формирование экспозиции из списков его картин деревенского периода творчества. Огромная роль в возрождении памяти о художнике принадлежит коллективу строителей Круглянской ПМК266 и ее руководителю Николаю  Патрончику. Идея восстановления дома художника и превращения его в художественную галерею появилась после того как строители начали создавать агроэкотуристический комплекс «Николаевские пруды». Ведь не хлебом единым жив человек.  
 
– По замыслу, – рассказывает начальник юридического отдела ПМК, куратор объекта Николай Курносов, – здесь будет полноценная экспозиция, составленная из списков полотен художника, предметов тогдашней утвари и исторических костюмов, которые он использовал при написании картин. Многое тоже пришлось восстанавливать, поскольку далеко не все сохранилось. 

Галерея ведет в конференц-зал, в котором планируется проводить мероприятия, связанные с культурой и искусством. Уже весной здесь пройдет международный художественный пленэр, который ежегодно проводится на Могилевщине. Благо на «Николаевских прудах» для этого есть все: и где разместить участников, и как организовать их работу и отдых.

…В школьные годы мне с товарищами приходилось заниматься краеведением. Почти полвека спустя припоминаю беседу с пожилой жительницей Лысковщины, которая поведала мне о трагедии художника. Рядом с домом, где он жил, стоял сарай. В нем 74-летний Неврев и свел счеты с жизнью, выстрелив в себя из охотничьего ружья. Причины такого поступка объясняют по-разному. Кто-то склонен пенять на его душевную болезнь, хотя она ничем не подтверждена. Но, скорее всего, решающую роль в трагедии сыграла тяжба с родственниками умершего к тому времени генерала Черняева, которые хотели выселить художника из Лысковщины. Генеральше «квартирант» был не нужен. Конфликт дошел до суда. А тут еще творческий кризис, плохо продавались картины, денег катастрофически не хватало. Жить приходилось немногочисленными заказами на портреты.

Несмотря на широкую известность, церковь отказалась хоронить Неврева на общем кладбище. Денег не было ни на гроб, ни на крест. Стараниями Бялыницкого-Бирули россиянина похоронили в липовом парке возле дома и установили огромный крест.

Могила и сейчас находится здесь. Старый липовый парк приводят в порядок, оборудуют беседками и скамейками. На месте, где произошла трагедия, возводится часовня. 

– Думаем, что дом-музей великого русского художника не будет испытывать недостатка в посетителях, – продолжает Николай Курносов. – Из соседних регионов уже поступило много заявок на экскурсии и отдых. Начинают приезжать и россияне. Не только отдохнуть на «Николаевских прудах», но и больше узнать о непростой судьбе Николая Васильевича Неврева. 

Виктор КУБЕКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter