Использовать в работе современные технологии выгоднее, чем людей. Что делать с безработными?

Трагедия белых воротничков

Вкалывают роботы —счастлив человек… Утопичная мечта фантастов прошлого века разбилась о суровую реальность века нынешнего. Конечно, андроиды по улице еще не бродят, а являются достопримечательностями высокотехнологичных выставок. Но маховик автоматизации уже раскрутился с такой силой, что с удивлением обнаружилось: немало людей просто не нужны в современном обществе. Не как личности, а как работники. Причем под ударом оказался самый многочисленный средний класс: офисные работники, продавцы, консультанты… Так называемые белые воротнички. Впрочем, и синим тоже достается. Ведь какие специальности сегодня больше всего востребованы? Либо высокой квалификации: инженер, программист, технолог, либо —из нижнего сегмента: сиделка, медсестра, разнорабочий. Вот такие издержки технического прогресса, который чреват социальными дисбалансами.


Западный мир уже испивает эту горькую чашу. Хотя до дна еще не дошел. Недаром же Билл Гейтс, сделавший свое несметное состояние на разработке компьютерных программ, публично заявляет: не пора ли уже задуматься о налогах на роботы?! Ибо в повсеместном использовании автоматизированных систем один из богатейших людей планеты увидел серьезную угрозу современным общественным устоям. Да, использовать современные технологии выгоднее, чем людей: себестоимость продукции снижается, конкурентоспособность растет. И вроде бы все прекрасно. Если бы не другая сторона медали: что делать с огромной прослойкой безработных? К тому же в подавляющем большинстве стран бюджет и социальная система в значительной мере держатся на фискальном обложении доходов работников. А роботы не получают зарплату, соответственно, из казны выпадает приличная часть доходов.

Главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев во время своего выступления в Минске в начале года констатировал: один из рисков современной экономики — поляризация новых рабочих мест. Они возникают либо в высокотехнологичных секторах, которые отличаются достаточно высоким уровнем дохода, либо в сфере социального обеспечения. Спрос на такие услуги постоянно растет — планета-то стареет. Однако имеется проблема платежеспособности спроса: пожилые люди далеко не самые состоятельные, чтобы дорого оплачивать социальную помощь. Поэтому вакансий появляется много, но оклады не впечатляют своими размерами. По крайней мере, средний класс уровень денежного довольствия явно не способен удовлетворить.

Именно по этой причине многие исследования в мировом разрезе демонстрируют противоречивые результаты. С одной стороны, количество людей, живущих за чертой бедности, снижается. С другой — многие из опрошенных полагают, что неравенство между бедными и богатыми только увеличивается. Правда, Сергей Гуриев отметил: в опросах так или иначе присутствует определенная погрешность. При всех попытках сделать выборку максимально репрезентативной очевидно: анкетированию или почти, или в меньшей степени подвергаются представители самой богатой прослойки и наибеднейшие граждане. Поэтому и возникают определенные диссонансы между данными статистики и результатами социологических замеров. Впрочем, последние в большей степени-то и отражают ощущения именно среднего класса. А он находится в пессимизме под влиянием внешних обстоятельств. Сегодня стремительно сокращается потребность в самых массовых профессиях, которые требовали внимательности, аккуратности, даже некоторого уровня образования и квалификации, но по своей сути являлись техническими: проверить, подсчитать, выбить, оформить документы… Массу народа аккумулировал в себе тот же банковский сектор, да и финансовая система, в принципе, ретейл, некоторые другие отрасли. Компьютеризация исключает необходимость в таких работниках.

По мнению иностранных специалистов, большое значение в преодолении кризиса «высоких технологий» играет позиция государства. Во-первых, повышается доступность образования. По словам Сергея Гуриева, люди с вузовским дипломом зарабатывают в среднем на 30% больше. Во-вторых, развитие социальных услуг и стимулирование достойной зарплаты в этой сфере. В конце концов, далеко не все по своему складу характера и образу мышления могут быть инженерами или программистами.

Несомненно, наша промышленность, впрочем, как и немало других сфер деятельности, еще не достигла пика информатизации. Тем не менее страна движется в мировом тренде развития рынка труда. Расширение современных высокотехнологичных производств, принципиальная модернизация уже имеющихся мощностей только частично решат проблему занятости. Дело-то в том, что новое оборудование нередко требует совершенно другой квалификации от сотрудников. Особенно это касается компаний, которые сегодня эксплуатируют технологии прошлого века и при выходе на новые технологические рубежи перескакивают сразу через несколько ступенек эволюции. Яркий пример — деревообрабатывающая отрасль или цементные заводы. Новое оборудование резко сокращает потребность в персонале. Причем на некоторые позиции необходимо привлекать работников, уровень компетенции которых позволяет обслуживать новое оборудование. И приходится менеджменту ломать голову над непростой задачей: чем занять несколько сотен человек? Пока удается решать проблему за счет естественной убыли: кто-то увольняется, другие выходят на пенсию. Благо демографическая ситуация позволяет эксплуатировать такую стратегию. Но ее резерв небесконечен. И может быть исчерпан в не столь уж далеком будущем.

А вот сфера социальных услуг, которая могла бы губкой впитать излишки рабочей силы из промышленности, развивается пока слабо. Частных детских садов —раз-два и обчелся. Да и цены в них явно не вписываются в средний бюджет белоруса. Найти нынче сиделку для ухода за больными или престарелыми родственниками — это тоже достаточно серьезная проблема. Почему в стране не развивается такой бизнес? Причин достаточно много. В том числе свою роль играет и налоговая нагрузка. Какие-то специальные льготные режимы для таких компаний фактически отсутствуют.

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter