Ольга Барабанщикова: когда мячи были большими

Траектория победы

Время — понятие относительное. Как и все в нашей жизни. Пока мы дружно провожаем старый год, в теннисе новый уже начался. Так было и так будет. 31 декабря люди поднимут бокалы с шампанским, приглашая в дом праздник, а Арина Соболенко возьмет в руки ракетку и будет потеть на корте в китайском Шэньчжэне, продолжая путь к мечте — званию лучшей в мире. Затем переедет в Сидней, а там, не успеешь оглянуться, и первый турнир «Большого шлема» подоспеет — Открытый чемпионат Австралии. 

Арина нынче главная надежда белорусского тенниса, и за ней, конечно, мы будем наблюдать во все глаза. Как до этого пристально следили и радовались успехам Виктории Азаренко и Натальи Зверевой. Все они оставили заметный след в истории нашего тенниса. Однако как забыть то, что одной из первых звездочек суверенных времен была Ольга Барабанщикова. На Олимпиаде в Сиднее в паре со Зверевой она стала четвертой, а еще входила в топ‑50, считаясь одной из самых очаровательных теннисисток планеты. Всегда милая, улыбчивая и обаятельная, она влюбляла и очаровывала. От большого спорта Ольга давно отошла, закончив карьеру на взлете — в 24 года, и уже 15 лет живет совершенно другими заботами, оставаясь при этом столь же неординарной, заметной и успешной личностью. На старом фото ей всего 10. Это Минск. Лето 1990 года. Чемпионат БССР среди девочек до 11 лет. Барабанщикова, конечно, его выиграла. 

Специалисты в один голос твердили, что потенциал у девочки атомный — она лихо расправлялась с соперницами на год‑два старше и не имела себе равных во всем огромном СССР. Оглядываясь, можно посетовать, что свой огромный талант на теннисном поприще Барабанщикова не раскрыла и наполовину. Но сама она об этом нисколько не жалеет — ее многогранной натуре стало попросту тесно в узких спортивных рамках. Сегодня Ольга, глядя на свое фото, вспоминает дни, когда теннисные мячики для нее казались большими. 

— Во мне всегда жили целеустремленность, воля и жажда победы. В 10 лет у нас была первая поездка в США, а по возвращении из‑за океана я выиграла турнир для 11‑леток. В жизни я была девочкой доброй, но на корте превращалась в маленького дикого зверька. Дружила в основном с мальчиками. Меня из школы всегда провожала толпа парней, они носили мои вещи и портфель, по дороге домой мы шутили, баловались, много играли — в хоккей, казаки‑разбойники, догонялки. В то же время я была отличницей, хотя влюблялась всегда в двоечников.

— У вас на этом фото очень модная теннисная форма для тех лет. Где удалось достать?

— Если честно, не помню. Возможно, это подарок из той самой поездки в Америку. Хотя в то время я уже успела пожить несколько месяцев в Польше, может, и оттуда. А повязка на голове — дань моде. Папа перед сном всегда читал мне книги о Билли Джин Кинг и Крис Эверт — легендарных теннисистках. Они играли с повязками, и мне с детства хотелось быть на них похожей.

— Вы всегда были модницей?

— Не сказала бы, а вот бабушка — да! У нее даже Элеонора Езерская брала наряды. Бабуле друзья из Америки привозили подарки — много интересной, красивой одежды. А нам мама шила и вязала одежду сама. Не раз я просыпалась ночью и видела, что она не спит, а опять что‑то мастерит за большой швейной машиной. Так что у меня любовь к красивой одежде зародилась с детства.

— Как вы пришли в теннис?

— Помню, сидела на кухне и делала уроки. Вдруг вбежала мама и сказала, что срочно нужно ехать на теннисный отбор. На общественном транспорте добирались через полгорода, и потом я босиком отбегала все испытательные этапы. Тогда ведь было все совсем по‑другому, не так, как сейчас: заплатил — и тренируйся сколько хочешь, с кем хочешь и когда хочешь. У меня не было кроссовок и формы не было. Я плакала, падала, вставала и продолжала. Первый тренер Александр Кацнельсон смотрел на это и подбодрил, сказав, что все чемпионы начинают с падений. А потом мы долго ждали результатов отбора. Мама рассказывала, что они с папой были почти уверены: не возьмут. Там было много «блатных», детей в красивой форме, в кроссовках... Но я честно прошла по конкурсу. Так началась моя теннисная жизнь. 

— А когда вы по‑настоящему поверили в себя?

— Сначала занималась танцами, потом добавился теннис. Нужно было делать выбор. И я его сделала. Потом выиграла первый турнир в Пинске, тренер стал говорить, что я талантлива и есть шансы добиться серьезных успехов. Когда это повторяется перманентно, то вера в себя растет и крепнет. Постоянные победы тоже окрыляли и давали сил.

— Какие у вас остались воспоминания об СССР?

— Смутные и довольно размытые. Когда мне было 10, я на три месяца уехала в Польшу. Потом на несколько лет в Бельгию. Затем 4 года жила в Англии. Бесконечные турниры, разъезды... Поэтому с 10 до 20 лет я бывала в Беларуси только наездами. Воспоминания об СССР? Ну, я не знаю... Обычное детство. Плюс постоянные тренировки, поездки на соревнования, кроссы по десять километров и... сон от усталости в автобусе по пути домой. Помню, Александр Кацнельсон возил нас на сборы каждый год. На море или в Ташкент... Яркие и теплые семейные воспоминания о том времени.

— Чем занимаетесь сейчас?

— Ребенок и семья стоят на первом месте. Есть бизнес — бренд одежды индивидуального пошива Candy Lady, недавно как раз прошел новый показ. Сейчас я уделяю не так много внимания работе, но у меня есть отличная команда, крепкий коллектив, которые знают, как все сделать красиво и здорово. Еще работаю на радио «Мир», веду хит‑парад раз в неделю по субботам и, как прежде, немного пою. Сейчас записываю трогательную песню для мамочек, которая называется «Колыбельная». Надеюсь, она вызовет у всех только наилучшие эмоции. Жизнь моя наполнена, я счастлива.

— А за белорусским теннисом следите?

— Нет. Ни за белорусским, ни за мировым. Хотя, когда слышу об успехах Арины Соболенко, Александры Саснович или Веры Лапко, то безумно радуюсь их победам. Потому что знаю, какой это каторжный труд и насколько тяжела выбранная этими девушками дорога... 

Так было и так будет. Всегда. Время — понятие относительное, а запоминающимися его отрезки делают исключительно происходящие события. Так пусть наступающий год запомнится победами. И теннисисткам, и всем нам.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter