Традиции и эксперименты.

В ноябре белорусский Национальный драматический театр имени Якуба Коласа отметит 85-летие.

Возник он в недрах МХАТа как Второй Белорусский государственный театр (БГТ-2). Покорив Москву народной драмой «Царь Максимильян», 34 выпускника Белорусской драматической студии создали в Витебске свою школу национального театра.
Впоследствии их имена – народных артистов СССР Александра Ильинского и Павла Молчанова, народных артистов БССР Янины Глебовской, Елены Родзяловской, Любови Мозолевской, Марии Белинской, Тимоха Сергейчика, заслуженных артистов БССР Елены Лаговской и Леонида Маркевича, заслуженного деятеля искусств Беларуси Миколы Мицкевича – были вписаны в историю советского искусства.

Экспериментальные постановки БГТ-2  заставляли говорить о себе не только в театральной среде. Театр сразу дал понять, что здесь умеют творить, мечтать и создавать свою духовную ауру. В мае 1941 года коллектив представил на суд зрителей искрометную комедию «Нестерка» Виталия Вольского – самобытный спектакль, который на долгие годы стал его визитной карточкой. Гротесковая комедия была написана по мотивам белорусского фольклора – с юмором, песнями, танцами и обрядами. Предприимчивый и веселый Нестерка настолько влюбил в себя публику, что, когда началась война, зрители помогли сохранить декорации и костюмы. Война застала театр на гастролях в Петрозаводске, откуда железнодорожники переправили реквизит на Урал.
«Нестерка» в постановке Наума Лойтера и декорациях Липы Кроля просуществовал почти 40 лет. Этим спектаклем начинали каждый театральный сезон. А в роли мудрого «простачка» Нестерки в разные периоды выступали Александр Ильинский, Федор Шмаков, Евгений Шипилло, сегодня его играет Петр Ламан.
В 90-е годы спектакль на некоторое время был снят с репертуара, однако витебская публика потребовала его возвращения на сцену. И в 2006 году комедию восстановили по эскизам декораций Липы Кроля. Секрет долголетия спектакля раскрыл актер Олег Лойко, который «верен» Нестерке вот уже 30 лет: «Это чудесный лубок, качественно сделанный мюзикл 40-х годов». И хотя сегодня шутки о плохом пане и умном крестьянине воспринимаются по-другому, в театре убеждены, что Нестерка актуален и в наше время.
*   *   *
Имя народного писателя Беларуси Якуба Коласа было присвоено театру в 1944 году и обязало его более вдумчиво подходить к формированию репертуара. Поэтому во все времена классика здесь на сцене. «Пинская шляхта» и «Залеты»
В. Дунина-Марцинкевича, «Павлинка» и «Прымаки» Янки Купалы. Многие спектакли поставлены по произведениям самого Якуба Коласа – «Война войне» (1937), «В пущах Полесья» (1937), «Быть грозе» по трилогии «На росстанях» (1958), «Сымон-музыка» (1976), «Земля» (2000). Все эти спектакли – достояние национального искусства.
В 70-е годы Валерий Мазынский поставил по произведениям Владимира Короткевича  спектакли – «Колокола Витебска» и «Кастусь Калиновский». Сегодня творчеством Короткевича увлечен молодой режиссер Михась Краснобаев. «У Короткевича очень красивая, «мілагучная мова», – говорит он. – Писатель связан с Витебском незримыми нитями. Витебская интеллигенция, молодежь с интересом смотрят постановки «Ладья отчаяния», «Воробьиная ночь», «Леониды не вернулись на землю».
 На коласовской сцене поставлены все пьесы знаменитого драматурга Алексея Дударева. При этом спектакль «Вечер» в постановке Валерия Мазынского отмечен Госпремией Беларуси за 1986 год, а спектакль «Черная невеста» в постановке Виталия Барковского по драматической поэме «Черная панна Несвижа» назван лучшей постановкой белорусского театра по итогам 1999 года.
 Юрий Лизенгевич вот уже 20 лет ставит на витебской сцене классику. В его постановке идут «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка» Чехова. С успехом шли здесь гоголевский «Ревизор» и шекспировский «Гамлет». А сегодня в репертуаре – «Мудрецы» Александра Островского, «Васса» Максима Горького, драма
А. Стриндберга «Отец». «Трепетное отношение к классике определяет лицо национального театра», – считает директор театра заслуженный артист Республики Беларусь Григорий Шатько.
В этом году в Беларуси впервые – аналогично российской «Золотой маске» – пройдет конкурс спектаклей на Национальную театральную премию. Колосовцы представят «Квартет» Рональда Харвуда в постановке худрука Рида Талипова, недавно ушедшего из жизни. В спектакле идет речь о служении театру, беззаветной преданности сцене.
*   *   *
Нынешний театральный сезон начался с премьерных показов. На экспериментальной сцене молодой режиссер Татьяна Седова представила пьесу Елены Поповой «Маленький мир». О проблемах внутреннего мира современного человека говорится в смелой гротескной форме, яркие костюмы и авангардный декор подчеркивают мысль автора. Театр продолжает удивлять, и благо, когда его внимание привлекают такие тонкие душевные категории, как сострадание к ближнему. Второй премьерой стал спектакль Юрия Лизенгевича «Я ожидаю настоящего мужчину» по мотивам пьесы Эдварда Радзинского. К слову, театралы не припомнят, чтобы в витебском театре бенефис устраивал режиссер. А вот Лизенгевич готовит свой вечер с условным названием «Линия жизни», которого с нетерпением ждут поклонники Мельпомены.
Коласовцы верны традициям. Они помнят о тех, кого уже нет рядом. В декабре запланирован вечер памяти народных артистов Беларуси Янины Глебовской, Галины Маркиной, Владимира Кулешова, заслуженного артиста Болеслава Сивко. Все они создавали славу театру. В традициях театра и спектакли выходного дня для всей семьи, и фестивали школьных театров.
Труппа ежегодно выезжает на гастроли в Санкт-Петербург, Брянск, Орел, Одессу, Львов. Представляла свое искусство на фестивалях в Англии, Шотландии, Италии, Польше, Молдове. Спектакли «Шагал… Шагал…» и «Мадам Боншанс» в постановке Виталия Барковского были призерами Эдинбургского фестиваля в 2000 и 2001 годах. Любят здесь и гастролеров. Когда на коласовскую сцену выходят артисты Санкт-Петербургского театра комедии им. Н.П. Акимова, в зале – полный аншлаг.
На 22 ноября назначен юбилейный вечер театра. В архивах собран уникальный материал. Режиссер-постановщик вечера Михаил Краснобаев пояснил, что основой действа станет поэма Якуба Коласа «Сымон-музыка». Одноименный спектакль, который в свое время был в репертуаре коласовцев, имеет полное основание стать визитной карточкой театра и, возможно, будет восстановлен.
Остается сказать, что Театр имени Якуба Коласа – единственный национальный коллектив в Республике Беларусь, функционирующий в областном центре, но он играет огромную роль в духовной жизни всей Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter