В Беларуси увеличили производство молока, снизив его товарность на полпроцента

Товарность как зеркало эффективности

НЕДОСТАТОК кормов не лучшим образом сказался на производстве молока и мяса. На начало апреля у хозяйств оставалось 3,3 миллиона тонн кормовых единиц всех видов фуража — на 18 процентов меньше, чем в прошлом году. Насколько они грамотно распорядились запасами сенажа, силоса и концентратов, можно судить по надоям и привесам. И хотя за первый квартал прибавка молока от коровы составила в среднем 21 килограмм, могло быть и больше. Но на Могилевщине, например, обеспеченность животных кормами на 36 процентов меньше прошлогоднего уровня. Ниже среднереспубликанского уровня обеспеченность ими на Витебщине. Как и полагали специалисты и ученые, все это бесследно не проходит.


ЗА ПЕРВЫЙ квартал на Могилевщине, например, от каждой коровы недополучили по 30 килограммов молока, а валовое его производство по сравнению с таким же периодом 2015 года сократилось на 3,6 процента. И даже то, что с плюсом сработали в девяти районах, не компенсировало недобор в целом по области. Тем более что некоторые районы недополучили за квартал по сто и более килограммов молока от коровы. 

Практически на уровне прошлого года оказалась продуктивность на Гомельщине. На 8 килограммов увеличились надои в Витебской области, которая за счет сокращения поголовья недобрала 3,7 процента молока. В хозяйствах региона насчитывается 187,5 тысячи коров, на 2,4 тысячи меньше, чем было годом ранее. Но их количество постепенно возрастает — на 0,8 процента в Шарковщинском, 0,7 — в Докшицком и 0,6 — в Бешенковичском районах. На 15,7 тысячи (2,7 проц.) стало меньше крупного рогатого скота на Могилевщине. В целом по республике насчитывается его 4251,2 тысячи единиц, или 99,1 процента по сравнению с апрелем 2015 года. На 1,8 тысячи (0,1 проц.) сократилось поголовье коров. Но на надоях это пока существенно не сказалось. 

Учет молока ведется не только по количественным, но и по качественным характеристикам, товарности. В зимний период для многих оно было важнейшим источником дохода. Приходилось бороться чуть ли не за каждый грамм, считать каждый рубль. При этом валовые показатели постепенно уходят на второй план. За январь—март перерабатывающим предприятиям реализовано 1415,3 тысячи тонн молока, на 1,2 процента больше, чем за такой же период прошлого года. Правда, товарность его (89,4 процента) сократилась на полпроцента. На сорт «экстра» приходится 42 процента против 41,2 за прошлогодний первый квартал. Удельный вес продукции, получаемой на фермах с современным оборудованием, превышает 60 процентов. То есть они во многом определяют ситуацию в отрасли, хотя технологического прорыва пока не произошло. По мнению ученых, беспривязное содержание требует другой идеологии производства. 

Наибольшую, причем круглогодичную, выручку большинство хозяйств получает именно от молока. В Логойском районе, например, продукция ферм дает более 70 процентов выручки, в том числе молоко — 43—45 процентов. Здесь очень серьезно работают над качеством кормов, которые в себестоимости продукции занимают свыше 50 процентов. В прошлом году построили 46 силосно-сенажных траншей. Начали ориентировать сельхозпредприятия и на сокращение внутрихозяйственных расходов молока. Увеличение в прошлом году его товарности по сравнению с предыдущим на 1,1 процента позволило дополнительно реализовать около 5 тысяч тонн и выручить примерно 20 миллиардов рублей. Деньги, можно сказать, нашли на ровном месте. Теперь неважно, сколько надоено молока, убеждал меня заместитель начальника Логойского райсельхозпрода по экономике Александр Бойко, главное, сколько его реализовано и какого качества. И в подтверждение привел еще один красноречивый пример. В марте хозяйства поставляли на переработку молоко средней жирностью 3,82 процента. За счет превышения ее над базисной дополнительно получена не одна сотня миллионов рублей. И тем не менее незадействованных резервов еще хватает.

Отрасль может значительно прибавить за счет увеличения надоев у хозяйств-аутсайдеров. Судите сами: на среднереспубликанскую продуктивность за первый квартал не вышел 71 район из 118 — ровно столько, сколько и в прошлом году. Одни кормов вдоволь не заготовили, другие просчитались с формированием стада, у третьих свои причины. Бобруйский район, например, к прошлогоднему январю—марту недобрал почти 25 процентов молока. А разница между лидерами и теми, кто замыкает республиканскую сводку, более чем в три раза. Прирастать последним проще по сравнению с теми, кто работает на пределе возможностей. А значит, и увеличить выручку. Такова она, молочная технология и арифметика. 

Сельхозпредприятия постепенно переводят скот на пастбищное содержание. Главное сейчас — не допустить снижения надоев. Для выпаса отведено свыше 570 тысяч гектаров культурных пастбищ — примерно по полгектара на животное. Сенокосы и пастбища подкормлены в зависимости от наличия минеральных удобрений. Но недостаток азотных не позволяет обеспечить полноценную раннюю подкормку пастбищ и создать резерв для последующего ухода за многолетними травами. Это чревато недобором кормов, а потом и животноводческой продукции. 

В последнее время прослеживается устойчивая тенденция снижения продажи молока и крупного рогатого скота из личных подсобных хозяйств. Многие сельчане выращивают его, как и свиней, для себя. За первый квартал заготовительные организации закупили у населения 9,6 тысячи голов КРС — на 27 процентов меньше, чем годом ранее. Не все из них смогли своевременно рассчитаться с поставщиками. На 1 апреля задолженность за крупный рогатый скот перед ними оценивалась в 428 миллионов рублей — почти 2 процента от суммы, подлежащей выплате в установленные сроки. Как будто бы немного. Но захочет ли частник в следующий раз продавать свою живность с отсрочкой платежа на неопределенный срок? Наибольшую задолженность имели организации Витебской области — свыше 160 миллионов рублей, или 4,1 процента, — и Минской — 94,4 миллиона, или 3,6 процента. Почти 800 миллионов рублей должны людям за молоко на Витебщине и 400 миллионов — на Гомельщине. 

При производстве говядины используется большое разнообразие ферм и комплексов, применяемых систем и способов содержания животных. При этом большинство организаций сами откармливают выращенный молодняк. Но постоянный рост цен на комбикорма, корма собственного производства, несовершенство структуры кормопроизводства, а также неотрегулированность закупочных цен не позволяют перевести отрасль на самофинансирование. Среднесуточный привес крупного рогатого скота сократился на 13 граммов и составил 588 граммов. Это примерно столько, сколько на выращивании и откорме свиней.

Итоги работы животноводов за январь–март 2016 года

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter