Товарищ ЖЭС, госпожа жировка...

Для условной семьи, с которой любят иметь дело статистики (двое работающих взрослых, двое несовершеннолетних детей), — счет за электричество и жировка из ЖЭСа суммарно требуют уже не менее 5 процентов домашнего бюджета. У одинокого пенсионера оплата ЖКУ заберет 10—12 процентов его пенсии.

Оплата жилищно-коммунальных услуг становится в Беларуси все более заметной статьей семейных расходов.

Для условной семьи, с которой любят иметь дело статистики (двое работающих взрослых, двое несовершеннолетних детей), — счет за электричество и жировка из ЖЭСа суммарно требуют уже не менее 5 процентов домашнего бюджета. У одинокого пенсионера оплата ЖКУ заберет 10—12 процентов его пенсии.

ОЧЕВИДНО, что в стране, импортирующей энергоресурсы, удельный вес коммунальных расходов в семейной бухгалтерии меньше становиться не будет. Правительство вполне определенно заявляет, что к 2015 году намерено довести оплату ЖКУ до 60-процентного возмещения реальной стоимости (при нынешних 30 проц.).

Мы можем утешать себя, что в белорусских ЖЭСах сидят все еще, в сущности, коммунисты. Что такое наши 5 проц. семейного бюджета на ЖКУ? Сегодня в соседней Литве расчеты за услуги ЖКХ могут доходить до 70 проц. зарплаты, а в Польше — до 50 проц. Но разрыв этот, как уже замечено, будет сокращаться. Поэтому к европейскому опыту стоит присмотреться в более практическом смысле. В какой степени белорусская семья может управлять своими коммунальными расходами? Или, как говорят экономисты, оптимизировать их?

Беглый взгляд на ежемесячные счета показывает, что защищать семейный бюджет мы можем только с помощью ручки крана и выключателя. То есть регулировать потребление воды и электроэнергии. Все остальные строчки в жировке от нас не зависят никак. Суммы отчислений на капремонт, техобслуживание, отопление и т. д. рассчитывает нам ЖЭС.

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси на этот счет заметят, что управлять можно всей структурой коммунальных расходов. В полном объеме. И расскажут о такой организационной модели, как товарищество собственников жилья. На 1 января 2011 года (более свежей статистики в министерстве пока не имеется) в Беларуси существовало 832 таких товарищества. Оценим масштаб этой цифры: из 228 млн. кв. метров всего жилого фонда страны товарищества собственников взяли на себя ответственность за обслуживание 7 млн. кв. метров, что составляет около 3 процентов. Более широкому распространению практики товариществ мешают несколько обстоятельств. Во-первых, в стране пока отсутствует реальная конкуренция в сфере жилищно-коммунальных услуг. Во-вторых, собственный опыт товариществ собственников жилья далеко не однозначен, признают в министерстве. Не всегда создание таких структур приводило к сокращению семейных коммунальных расходов. Так что для большинства населения Беларуси товарищества собственников выглядят скорее рискованной авантюрой, чем востребованной моделью семейной экономики.

Три месяца назад министерство начало приучать белорусов к тому, что в ежемесячной жировке они начнут видеть реальную стоимость услуг. С 1 октября 2011 года была введена дифференцированная оплата по статье расходов «вода-канализация». Подсчитали сложившееся среднедушевое потребление воды (в Минске — 151 л воды на человека в сутки, в регионах — 143 л) и вывели физиологический оптимум. Он составил усредненно 4,2 куб. метра воды в месяц на человека. Этот объем предлагалось оплачивать по дотируемому тарифу — 890 рублей за куб, все что свыше — по тарифу в три раза более высокому. То есть по тарифу, обеспечивающему экономически обоснованные затраты, подчеркивают в министерстве.

За октябрь жители Беларуси коммунальные услуги уже оплатили, в министерстве поступления подсчитали и проанализировали. Результаты оказались для министерских экономистов несколько неожиданными.

«Когда вводился новый порядок оплаты за воду, мы не рассчитывали на значительный дополнительный доход, — говорит начальник управления экономики министерства Елена Дудинская. — Полагали, что совсем несложно уложиться в норму потребления 140 л воды на человека в день. Ведь это нужно каждый день по два раза принимать ванну, чтобы превысить такой объем. Ожидали всего лишь более экономного отношения к расходованию воды и, соответственно, экономии энергоресурсов».

Что же показал октябрь? При незначительном сокращении общего потребления воды домохозяйствами Беларуси (соотнося октябрь 2011-го года с октябрем 2010-го), жилищно-коммунальная сфера тем не менее получила около 10 проц. дополнительного дохода. Сверхнормативной воды было использовано и оплачено на 4,5 млрд. рублей. Цифры эти имеют только одну интерпретацию. В семьях, где считают каждую копейку, боялись лишний раз открыть кран и экономили за себя и за соседа. В состоятельных по белорусским меркам семьях себе ни в чем не отказывали.

Либерал увидит в этих предварительных итогах триумф министерских экономистов. При меньших затратах ресурсов — выросший доход и бюджетная экономия.

Менее экзальтированные аналитики склонны видеть в данных цифрах красноречивое подтверждение очевидного. В Беларуси давно уже есть представительный социальный слой населения, готовый платить реальную цену за жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем существует немало семей, для которых переход на 100-процентную оплату ЖКУ станет крайне болезненным. До сих пор тем не менее первые пользуются бюджетными субсидиями наравне со вторыми.

ОПЫТ белорусских коммунальников в эти дни внимательно изучают в ГПО «Белэнерго». Там тоже готовятся скопировать министерскую схему дифференцированной оплаты. Дотируемый минимум энергопотребления на одного человека в месяц предварительно определен Правительством на уровне 107 кВт/ч. Плюс 30 кВт/ч на каждого следующего человека, проживающего в квартире. Превышение потребления предлагается оплачивать по реальной стоимости электроэнергии.

«Себестоимость белорусского киловатт/часа составляет сегодня около 10 евроцентов. На практике наше население платит в 4 раза меньше, — отмечает начальник управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго» Сергей Шебеко. — Следует учитывать, что энергоемкость наших жилищ будет со временем только расти. Пусть каждый сравнит, сколько электроприборов было у него в доме десяток лет назад и сегодня. К тому же перекрестное субсидирование, при котором промышленность платит завышенные тарифы, обеспечивая тем самым низкие тарифы на электроэнергию для населения, — экономически нездоровое явление. Оно серьезно искажает ценовые пропорции. Исходя из этого, энергетики заинтересованы как можно скорее перейти на стопроцентную оплату электроэнергии населением».

Неизбежным Сергей Шебеко считает и отказ от специального тарифа для жилищ, оборудованных электроплитами. Сегодня таким квартировладельцам 1 кВт/ч обходится на 20 проц. дешевле, чем обладателям газовых плит. Введение специального тарифа, считает начальник управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго», было продиктовано социальными, но не экономическими соображениями.

Для полноты картины следует добавить, что экспериментировать с дифференцированными тарифами в ГПО «Белэнерго» начали уже несколько лет назад. С 2006 года в стране действуют, собственно говоря, два тарифа. Один для временного периода минимальных нагрузок (с 22.00 до 17.00 следующего дня), второй для периода максимальных нагрузок (с 17.00 до 22.00). Сегодня это, соответственно, — 167 рублей за кВт/ч и 477 рублей за кВт/ч (для квартир, оборудованных газовыми плитами). Разница ощутима. Правда, оценить привлекательность такого тарифного плана могут только владельцы электронных приборов учета. Подобными приборами оборудовано только 10 проц. домохозяйств Беларуси. В новостройках они устанавливаются как часть общего строительного стандарта.

Все остальные могут приобрести электронные приборы учета, выложив всего 500 тыс. рублей. Специалисты «Белэнерго» определяют срок окупаемости такого приобретения в 2 года.

Побежит ли белорус сегодня покупать полезное для семейного бюджета устройство? Скорее всего, нет. По той же причине, по которой не спешит вступать в товарищество собственников.

Доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в домашних расходах пока еще не достигла критического уровня, после которого наш соотечественник начнет чесать затылок. Семейная экономическая стратегия дальше приобретения энергосберегающих ламп пока не идет. Жизнь еще не заставила задуматься об управлении коммунальными расходами. И нас все еще забавляют рассказы о европейцах, приобретающих для туалета экономящий воду сливной бачок.

НО СВОДИТЬ проблему к косности обывателя все-таки не стоит. К ситуации, когда квартировладелец станет управлять своими коммунальными расходами, не готовы и профессионалы. Технически уже сегодня можно установить в каждой квартире приборы регулирования и учета потребляемого тепла. Но готов ли ЖЭС рассчитать стоимость потребленных гигакалорий для конкретной семьи? Пока в жэсовской бухгалтерии берут общую величину потребленного тепла по дому, и в пределах четырех действий арифметики рассчитывают суммы платежей для каждого квартировладельца.

И, наконец, все более уязвимыми для критики становятся сами основы тарифной политики в жилищно-коммунальном секторе. Мы справедливо гордимся социальной ориентированностью белорусской экономической модели. Но в условиях, когда все нагляднее обозначается имущественное расслоение общества, некоторые социальные решения выглядят архаичными до потери первоначального смысла.

Особенно наглядно это проявляется в сфере ЖКХ. Чем состоятельнее наш соотечественник, чем больше у него квадратных метров, чем более щедро он потребляет электроэнергию, тем больше субсидий выдает ему белорусское государство.

Механизм адресной помощи малоимущим являлся бы более современным решением, считают специалисты сити-менеджмента. Они же говорят о давно назревшем пересмотре принципов тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси.

Есть опасность, правда, что низкие цены на энергоносители в 2012 году снова убаюкают белорусских управленцев. Но здесь стоит помнить, что Россия, наш партнер по Единому экономическому пространству, вполне определенно движется к экономически оправданным тарифам в сфере ЖКХ.

Игорь ФИЛИПЕНКО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter