Товар под контролем программы

Коллектив ЧУП «Вычислительный центр Белкоопсоюза» по результатам...

Коллектив частного унитарного предприятия «Вычислительный центр Белкоопсоюза» по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год признан лучшим среди унитарных предприятий потребительской кооперации. Задача, которую сегодня реализуют работники вычислительного центра, поистине впечатляет: вывести на мировой уровень автоматизации управление товарными ресурсами предприятий потребкооперации – от небольшого магазина и межрайбазы до координирующего центра в офисе райпотребобщества. О том, как это происходит на практике, рассказывает директор частного унитарного предприятия «Вычислительный центр Белкоопсоюза» Геннадий Будько.

— Геннадий Петрович, сколь сложна задача в масштабах всей системы потребительской кооперации страны?

— Торговая сеть потребкооперации разветвлена, базы находятся на приличном удалении друг от друга, правление райпо, магазины и склады тоже не рядом. Скоординировать их деятельность позволят современные подходы, включающие не только программное обеспечение, но и коммуникации. Благодаря таким технологиям в режиме реального времени налажена связь между центральным офисом Держинского райпо и удаленными складами. С 2004 года склады на расстоянии 3,5 километра работают в режиме реального времени совместно с сервером, установленным в райпо. Руководство райпо может получать информацию о хозяйственно-экономической деятельности складов в любой день и час. К примеру, налицо, кто и по какой цене поставил товар, в каком количестве и с какой скидкой, сколь успешно или наоборот реализуется тот или иной товар. Какие бы задачи не стояли перед работниками потребительской кооперации, без внедрения коммуникационных технологий решить их нереально.

Мы замахнулись на сверхсовременную технологию по комплексной автоматизации райпо, оптовой и розничной торговли. Мы внедряем управленческие функции, когда компьютерная система еще помогает управлять розницей. Речь о том, чтобы комплексная автоматизация помогала управлять торговой сетью. Раньше мы как работали – брали готовые куски программ или разрабатывали их, которые позволяли вести оперативный учет в торговле. Речь шла о поступлении товаров, остатках, реализации, мы это все видели, но видели де-факто. Мы видели по какой цене он выписан, но сегодня мировые торговые сети уже работают по-другому. Там не только констатируют де-факто, но и управляют процессом. Вводится так называемое контруправление. К примеру, с заказчиком оговариваются цены, если же в автоматизированный магазин поступает товар по другой цене, то система просто не позволит оператору ввести на товар другую цену. На основании договора с поставщиком ценами управляет автоматизированная система в лице председателя райпо или руководителя другого звена. То же самое касается управления ассортиментными матрицами. Допустим, мы ждем оговоренный товар, имеем его описание, но, если поставщик захочет добавить в накладную дополнительный или ненужный товар, бросовый, проще говоря, то системная программа его не пропустит в накладную. Допустим, в магазине потребкооперации производитель проводит дегустацию сыров и хочет продавать их в сети райпо. Компьютерная система мгновенно определить спрос на данную продукцию, объемы ее реализации, как итог – специалисты райпо принимают решение, стоит дальше иметь дело с продукцией данного поставщика или нет. Вопросы управления при автоматизации торговых сетей очень важны. Конечно, большая часть магазинов потребкооперации не автоматизирована (95 процентов), но, и этот фактор мы должны учесть при организации системы управления. Чтобы с терминалом сбора данных о товарах со штрихкодами можно было заехать в любой сельский магазин и снять информацию об их остатках. Потом этот терминал вводится на сервер, находящийся в райпо и перед вами реальные остатки товара по любому из магазинов. Для внедрения данной технологии необходимо установить компьютеры также на складах, чтобы не только в розницу шло штриховое кодирование товаров, но и на складах. На сервере в райпо должна быть база данных со штрихкодами, как по опту, так и по рознице.

— Однако немалая доля товаров поступает в магазины по договору с райпо, минуя склады. Как быть в данной ситуации?

— Это в первую очередь скоропортящиеся товары – молоко, сыр, колбаса и т.д. Поэтому с точки зрения автоматизации весь товар необходимо пропускать через сервер. Если это невозможно сделать в режиме реального времени, необходимо, чтобы эта накладная в разрезе товаров затем вводилась на сервере райпо. Раз в неделю завмаги привозят накладные в райпо, экономисты подсчитывают группы, подгруппы, суммируют и получают отчетность. Те же операции по проводке товаров делают и бухгалтера, какую-то информацию собирают и товароведы. Получается, что три службы по очереди пользуются одним бумажным отчетом. Поэтому там, где наши программы установлены, задача следующая — один раз ввести товар в сервер и пусть все службы информацией пользуются, товар не должен быть обезличенным.

— Автоматизация торговой сети требует немалых вложений, насколько реально ее удешевить, чтобы при этом не пострадало качество?

— Согласен, цена автоматизации любого магазина достаточно высока. Если это средний магазин, то там 2—3 кассовых посттерминала, 3—5 весов и стоимость этого набора примерно 80 миллионов рублей, что очевидно не дешево. Мы работаем с поставщиками над тем, чтобы посттерминальные системы устанавливать под нашу программу более дешевые, но на ее качестве это никак не скажется.

Конечно, полную автоматизацию мы не осилим, но надо идти правильным путем, чтобы видеть реальные остатки товаров. Это позволит обеспечить и сохранность собственности. Завмаг будет знать, что он подконтролен: в любой момент могут приехать не 20—30 человек делать инвентаризацию, а один-два и с помощью терминала снять остатки товаров.

Надо поблагодарить председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Дмитриевича Сидько, который увидел разнобой в подходах к автоматизации и поручил навести порядок в ее организации. Было так, что сторонние поставщики программ принимали систему потребкооперации за проходной двор. Мы проводим конкурсы, выигрывает поставщик одних технологий, завтра – другой, третий поставщик, и так далее. А через какое-то время мы не можем свести разные технологии и программы в единую систему, в единую базу данных. Так никто в мире не работает – получалось, что во многом деньги потребкооперации просто выбрасывались на ветер.

Мы теперь приводим систему к тому, чтобы она работала по единым программным и технологическим процессам, иначе не реально будет автоматизировать многоотраслевую потребкооперацию с таким огромным количеством магазинов, складов и товаров. Тогда можно будет задавать правила дисконтов, какие скидки, каким регионам и, на какое время предоставлять. Допустим, я выдаю пластиковые карточки своим пайщикам, дающие право скидок на товары, то я должен иметь право на получение этих скидок, как в Гомельской области, так и в других регионах Беларуси.

— В качестве полигона для обкатки новых технологий взято Быховское райпо на Могилевщине. Можно ли говорить о первых результатах?

— Сегодня мало отчетности де-факто, при возрастающих объемах реализации товаров нужно управлять этими потоками, предвидеть завтрашний день. В республике аналогов данной системе я думаю, что нет: это западные технологии, позаимствованные нами в России. Вся информация из магазинов уже поступает на центральный модуль управления райпо. Проект был разработан еще в декабре прошлого года, а ныне мы уже объединили в общую базу данных один промышленный склад, все 5 городских магазинов райпо – «Эдельвейс», «Центральный», «Явор», «Анну» и «Алесю». Вся информация об их экономической деятельности уже стекается на сервер райпо. Сегодня задача — навести порядок с остатками товаров в магазинах, приступить к обучению специалистов, так как любой новый проект сразу идеальным не становится. За централизованным управлением товарными ресурсами – будущее кооперативной торговли.

По этому пути уже давно идут самые известные в мире корпоративные торговые сети. 

— Программный продукт в мире вещь дорогостоящая, где же брать ресурсы на решение этих задач?

— Мы благодарны Правлению Белкоопсоюза, которое выделило нам на полугодие 120 миллионов рублей для обкатки типовой технологии. Есть очень дорогие системы и технологии, которые нам предлагались из Москвы как минимум за 32 миллиона евро, чтобы работать над отдельными объектами где-то в областях. Мы же взяли технологию на основе управленческой программы, реальную для наших заказчиков, приемлемую для наших финансовых возможностей и соответствующую уровню решаемых задач. Я убежден, что современные технологии управления сетями позволят активно развиваться всей системе потребительской кооперации. А ведь есть еще и другие отрасли потребкооперации и в перспективе их надо соединить вместе. Многие недавно удивлялись, что вычислительный центр разработал собственную программу бухгалтерского учета, которая внедряется в райпо. И что самое интересное — до сих пор нашей разработке серьезной альтернативы нет.

— Геннадий Петрович, сколько же сотрудников вычислительного центра работают над внедрением передовых технологий управления?

— Разработкой занимаются 12 специалистов, немало молодых, и не ошибусь, если скажу — одаренных разработчиков-программистов. Всего же на предприятии 85 сотрудников, в их числе постановщики задач, знающие предмет, которые дают задания программистам, как их реализовать на компьютере.

Конечно, наша беда в том, что немало еще используется старых программ, а финансовое состояние многих райпо такое, что они не могут пока перейти на новые технологии. Хотя у нас такая психология — покажи, как это работает у других, тогда и я перейду, а первым быть не хочу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter