
Два пути
Почему в последнее время на предприятиях, в органах госуправления, СМИ стала популярной тема о необходимости увеличения внутреннего спроса? Дело в том, что за пять месяцев нынешнего года индекс промышленного производства в стране снизился по сравнению с пятью месяцами прошлого года на 7,7 процента, в том числе по продукции Минпрома — на 27,4 процента, Беллегпрома — на 23,3 процента, Белгоспищепрома — на 18,3 процента. Почему произошло такое падение объемов производства? Ответ прост: производимые товары стали покупать в значительно меньших количествах, чем раньше.
Проблема в том, что у населения и организаций стало меньше денег. За четыре месяца этого года величина так называемого денежного агрегата М1 (включающего наличные деньги и переводные депозиты) сократилась с 41,8 до 37,7 триллиона рублей, или на 10 процентов. Учитывая инфляцию, количество денег еще более существенно сократилось по сравнению с товарной массой. В результате произошло относительное уменьшение внутреннего спроса, что отрицательно повлияло на сбыт продукции и оказание услуг. С возникшей проблемой продавцы сначала стали бороться путем предоставления рассрочек при покупке. Но этот резерв оказался быстро исчерпанным в связи с низкой платежеспособностью покупателей.
Учитывая сложность ситуации, у представителей реального сектора экономики появилась простая идея. Чтобы население могло покупать товары, ему нужно дать деньги. Самый простой вариант — попросить банки активнее кредитовать покупателей. Банки и рады бы активизировать кредитование и заработать свои немаленькие проценты, но возникает вопрос о возврате ссуд. Проблемная задолженность (пролонгированная и просроченная) клиентов и банков по кредитам выросла за пять месяцев нынешнего года в 1,4 раза. Некоторые граждане так запутались в полученных ссудах, что особо лихие банки скупают просроченные кредиты, давая неудачливым заемщикам временную отсрочку под повышенный процент.
Производителей устроил бы вариант предоставления банковских ссуд под минимальный процент. Но возникает вопрос: за счет чего будет возмещаться банкам предоставление льгот по кредитованию? Ведь те не могут работать себе в убыток. Один из возможных источников — возмещение банкам пониженных процентных ставок за счет средств госбюджета. Именно таким образом осуществляется льготное строительство жилья. Но бюджет не безразмерен. Возмещение из него процентов и по потребительским кредитам приведет к сокращению возможностей увеличения зарплат бюджетникам, а также пенсий и стипендий. Получается, что одни будут покупать дорогостоящие товары за счет льготного кредита, а пенсионерам не будет денег для повышения пенсий.
Есть еще один вариант: стимулировать внутренний спрос увеличением денежной массы в стране. При таком варианте облегчаются условия получения кредитов, быстрее растет зарплата работников как в производственной сфере, так и бюджетников. В результате увеличивается внутренний спрос и активизируется покупка товаров и услуг. Однако при этом возникает несколько отрицательных моментов. Если покупателям дать больше денег, то они не обязательно их потратят на покупку отечественных товаров. В первом квартале этого года удельный вес отечественных непродовольственных товаров составил только 50,9 процента. Если есть деньги, то население обычно охотнее покупает импорт, соглашаясь на отечественные товары лишь при ухудшении финансовых возможностей.
Возможен вариант ограничений на покупку импортной продукции. Уже сейчас принимаются меры по стимулированию покупки населением отечественных фармацевтических товаров, некоторых других видов продукции. Но спрос на импорт сохраняется. И запретами вряд ли удастся решить проблему. Население будет выезжать за границу и покупать там вещи, лишив доходов наши магазины. При этом резко увеличится спрос на иностранную валюту. Кроме того, разрыв между денежной и товарной массой неизбежно ускорит темпы инфляции, которая сильнее бьет по платежеспособности низкооплачиваемых граждан.
Таким образом, перед нашей экономикой два возможных пути. Первый заключается в смягчении монетарной политики, увеличении кредитования предприятий, повышении производственной активности, определенном увеличении сбыта на внутреннем рынке отечественных товаров. Для реального сектора в этом есть резон. Но нет никаких гарантий, что потребители будут покупать только наши товары, неизбежно возрастет спрос и на импорт. Вторая дорога — и дальше принимать меры для относительно жесткого монетарного регулирования. Это ограничивает внутренний спрос, но обеспечивает сбалансированность на валютном и рублевом денежном рынке. С точки зрения Национального банка, именно макроэкономическая стабилизация должна лежать в основе государственной социально-экономической политики. Но при этом создаются проблемы для производителей.
В обоих подходах есть свои плюсы и минусы. И сейчас важно сделать правильный выбор. Вполне возможно осуществление промежуточного варианта. Но, главное, — каким он будет?
Александр Лученок,доктор экономических наук, профессор
Нужно любить то, что делаешь
Стабильность покупательной способности наших граждан во многом обеспечена тем, что более 40 процентов своих доходов семьи тратят на питание в домашних условиях. На питание вне дома — кафе, столовые и рестораны приходится чуть больее 2,2 процента. Таким образом, в продовольственном сегменте “полем боя” за кошелек потребителя является обеденный стол. А ключевым инструментом являются цены на основную группу товаров. В первую очередь это мясные продукты, молочные изделия, хлеб. Цены на них, как и на лекарства, медицинские услуги и услуги ЖКХ, находятся под жестким контролем государства. Поэтому производители, чтобы получать прибыль, должны не задирать, а максимально снижать производственные, транспортные и торговые издержки.
На рынке наибольшим спросом пользуется то, что удовлетворяет вкус не знатока, а массового потребителя. Поэтому в целом сегменту продовольствия пока ничего не угрожает. Наши граждане склонны приобретать в основном отечественные продукты питания, если не в прежнем, то в немного меньшем объеме в соответствии со сложившимся стандартом потребления. Тем не менее и здесь есть возможности для роста продаж. Нужны только активность и выдумка. К примеру, более креативно использовать упаковку наших замечательных конфет. Когда те съедены, картонная упаковка может становиться материалом для детской игры. Появится дополнительная работа для творческих людей и даже ученых. Так, в советское время по предложению наркома пищевой промышленности Микояна художники, географы и другие специалисты принимали участие в создании коробок и фантиков для конфет. Большие преимущества для развития внутреннего рынка несомненно дадут национальные торговые сети и специализированные супер- и гипермаркеты. У нас есть хороший тыл.
Сложнее обстоит дело с непродовольственной группой товаров, которые преимущественно ввозятся из-за рубежа. В минувшем январе доля иностранных непродовольственных товаров составила 68,9 процента (в январе прошлого года — 67,2 процента). Сокращение импорта — важнейшая задача. Здесь многое зависит не только от цены и качества, но и от потребительских свойств товара и способов продаж. Рецептов много, но формула одна: “Товары продаются так, как их продают. Хорошо продают — тогда они хорошо продаются, плохо продают — тогда плохо продаются”. Три кита современной торговли — постоянный анализ рынков, активное взаимодействие и долговременные партнерские отношения с покупателем. Именно при таком комплексном подходе происходит соединение товаров и рынков, что и составляет суть современного маркетинга. Люди покупают не товары, они покупают выгоду.
Многое в росте продаж зависит от производителя. Новизна и активность — залог выживания. Экстенсивная стадия торговли, когда все решали объемы и цены, уходит. Наступает интенсивная стадия. Когда тщательный анализ рынков соединяется с организацией продаж и доставкой товаров с использованием различных финансовых инструментов и логистических технологий. Современное производство должно составлять с магазином и покупателем единое целое и постоянно чувствовать “тягу” рынка. Для этого на предприятиях нужно строить и оперативно перестраивать “маркетинговое табло”. Чтобы все основные показатели сбыта и прогнозные данные автоматически отображались, как показатели в современном автомобиле. Большой потенциал у электронной торговли, так как интернет — самое дешевое средство коммуникации и самое перспективное. Всемирная сеть особенно продуктивна в непродовольственном сегменте. К примеру, в интернет-магазине Amazon на складе нет ни одного человека — все отдано роботам.
Для роста продаж отечественных товаров нужно активнее использовать и методы прямых продаж, когда не покупатель идет к продавцу, а наоборот — продавец к покупателю. Прежде всего это товары, которые потребитель, как правило, не ищет, но при случае мог бы купить. Просто он не знает этого товара. А узнает — спрос может стать очень даже большим. Речь о том, что нуждается в объяснении, в демонстрации. В этом случае продавец — это не скучный человек, а опытный и знающий консультант, просветитель и почти учитель жизни. Ведь он рассказывает о новых технологиях в быту, о возможностях сэкономить время, о здоровье. Нужно любить то, чем торгуешь. Не случайно маркетологи в один голос твердят: если вам не нравится то, что вы делаете, то вероятность неудач очень велика.
Словом, покупательная сила наших граждан велика. Главное, чтобы эта сила направлялась в паруса экономики страны. А для этого потребителя нужно уважать, чаще радовать скидками и подарками. И тогда покупка будет приятной.
Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ