Тот самый “стрелочник”

Под натиском новых технологий представители этой профессии, которые, если соглашаться с известной поговоркой, были виноваты всегда и во всем, более десяти лет назад переквалифицировались. Теперь дежурный по станции, сидя за пультом, может выполнять работу десятков и даже сотен стрелочников.

Если раньше переводить стрелки приходилось вручную, то теперь за все отвечает автоматика. Сегодня такие дежурные руководят механизмами и на расстоянии до 70 километров. В перспективе благодаря новым технологиям дальность, как предполагается, может вырасти до 300 километров.
На станции Минск-Пассажирский из-за высокой интенсивности движения дежурные по станции работают в паре. Продолжительность смены — 12 часов.
— Чаю попить, перекусить успеваем, а о том, чтобы прилечь, даже не думаем: просто некогда, — рассказывает дежурный Михаил Феськов.
Самое сложное, признается он, это то, что постоянно приходится концентрироваться, быть в напряжении. Особенно трудные часы — утром с 6 до 8 часов и ближе к полуночи, с 22 до 24. “Как раз тогда, когда особенно хочется спать,” — улыбнулся Михаил.
Занять место железнодорожного диспетчера не так-то просто. Если возрастных ограничений почти нет, то здоровье должно быть только отменным. Необходимо также получить соответствующее о1бразование в Гомеле или Орше, а затем пройти стажировку продолжительностью не менее месяца. Кроме того, молодого специалиста, как правило, на некоторое время отправляют поработать на сцепке вагонов, на других участках. “Он должен ногами и руками прочувствовать, как это все работает”, — объяснил такие традиции заместитель начальника станции Минск-Пассажирский Валерий Хвалько.
Есть возможность попробовать себя и в роли настоящего стрелочника. На станции еще остались две старые стрелки. Они расположены там, где проводят техническое обслуживание вагонов и формируют из них составы. Эти стрелки — вроде наглядного пособия для начинающих.
“Кто на железной дороге самый главный, самый важный? Начальник дороги, министр транспорта и коммуникаций, — решил отшутиться начальник станции Минск-Пассажирский Игорь Лапянок. — А если серьезно, то ответить очень сложно. Пассажир, как правило, видит только вершину айсберга — билетных кассиров, проводников. Но ведь есть еще очень много людей, которые обслуживают пути, ремонтируют вагоны, водят локомотивы, выполняют прочую, не менее значимую работу”.
Так что, по большому счету, они все и есть стрелочники — те, кто за все отвечает.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter