Александр Лукашенко встретился с премьер–министром Украины Николаем Азаровым

Тот самый случай, когда нужно семь раз отмерить

Александр Лукашенко встретился с премьер–министром Украины Николаем Азаровым

На фоне глобальных интеграционных процессов Украина занимает особое место. С одной стороны, она целенаправленно движется на сближение с Европейским союзом. С другой — Киев вполне внятно заявляет и то, что не в его интересах терять тесные связи с бывшими советскими республиками. А коль так, то и тематика взаимодействия со странами Единого экономического пространства, а в перспективе Евразийского экономического союза с повестки дня не снимается. Необходимо лишь определить разумный формат сотрудничества, который бы устраивал все стороны. Об этом, в частности, шел разговор во время встречи Президента с премьер–министром Украины Николаем Азаровым.


Очевидно, что вопрос надлежит рассматривать в первую очередь в деловой, прагматичной плоскости. Политический Киев вступает на территорию столь резких геополитических решений, что так и хочется сказать: «Лучше семь раз отмерить...»


Хотя зачастую, сказал Президент, данную ситуацию чрезмерно политизируют:


— Всегда надо исходить из реалий. То, что Украина подписывает соглашение об ассоциации с Европейским союзом, это уже практически свершившийся факт, если верить заявлениям из Брюсселя и Киева. Поэтому нам тоже надо к этому подходить таким образом, что Украина как суверенное, независимое государство выбрала такой путь и решила заключить это соглашение... Если говорить откровенно, то в этом шаге в направлении сотрудничества с Европейским союзом я не вижу никаких проблем. Важно, чтобы само соглашение не закрывало для Украины сотрудничества с Единым экономическим пространством, Таможенным союзом... Если Таможенный союз будут удовлетворять украинские предложения, мы пойдем навстречу. Если они будут ущербными и будет перекос в сторону Евросоюза, то, конечно, ни Россия, ни Казахстан, ни Беларусь на это не пойдут. А если и пойдут, то на основании каких–то компромиссов. Хотим мы этого или не хотим, но нам уже приходится жить в определенных реалиях и исходя из этого выстраивать нашу общую политику. Как бы Украина себя ни повела, даже если она в НАТО вступит, все равно мы вынуждены искать отношений с Украиной, мы просто обречены на это по многим причинам.


Президент не скрывал, что «тройке», безусловно, хотелось бы, чтобы Украина участвовала во всех интеграционных объединениях. Чтобы она присутствовала и в Едином экономическом пространстве, и в будущем Евразийском союзе на равноправной основе. И найти такую формулу, считает Александр Лукашенко, вполне реально:


— Поэтому в ближайшее время нам предстоит пройти очень большой путь по поиску нормального сотрудничества с Украиной. Мы это прекрасно понимаем. «Мы» — это члены Таможенного союза.


Ну а двусторонние отношения нам укреплять предначертано самой судьбой. Иначе между добрыми соседями и быть не может:


— Мы представители двух славянских братских народов, нас связывает многовековая дружба, соседей не выбирают, и наша задача научиться жить по–соседски и вместе. Мне кажется, это основа нашего сотрудничества. Некоторые говорят, что это больше эмоциональность, чем прагматизм. Но слишком уж зашли в прагматизм в последнее время во всем мире, что то там, то здесь вспыхивают какие–то войны, конфликты. Надо не забывать о человеческом, а не только думать о деньгах и товарах.


О балансе разумных компромиссов говорил и Николай Азаров. Он подтвердил, что Украина заинтересована в сотрудничестве как с ЕС, так и с Таможенным союзом:


— Нам предстоит пройти достаточно сложный путь. Мы взяли на себя большие обязательства. Мы их будем выполнять для себя, а не для кого–то. Поэтому мы будем исходить из того, что нам очень важно иметь зону свободной торговли с ЕС и не менее важно иметь нормальные взаимоотношения, зону свободной торговли с Таможенным союзом, участвовать в интеграционных процессах, в Едином экономическом пространстве.


А как иначе? Ведь на долю Таможенного союза приходится около 40 процентов внешнеторгового оборота Украины. В денежном выражении — примерно 65 млрд. долларов в год. Это серьезный мотив для того, чтобы не противопоставлять друг другу два вектора. Поэтому Киев сегодня пытается найти гармоничное сочетание тех возможностей, которые предоставляются для развития экономики как на Западе, так и на Востоке.


Минск рассматривает все варианты спокойно и взвешенно.

 

Советская Белоруссия №189 (24326). Вторник, 8 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter