Свое первое плавание будущий полярник совершил еще в шестилетнем возрасте в родном Могилеве: одолел полноводную Дубровенку

Тот самый Шмидт и его сыновья

В НАЧАЛЕ 1934 года весь мир следил за героической эпопеей советского парохода «Челюскин». Арктическая экспедиция по Северному морскому пути привлекла внимание многих, ибо впервые в истории в полярных условиях удалось спасти такое количество людей в результате гибели судна. Руководитель той нашумевшей экспедиции Отто Юльевич ШМИДТ стал одним из самых знаменитых людей в Советском Союзе. Правда, присущий советским годам энтузиазм по сохранению памяти Красного Колумба, как Шмидта окрестила зарубежная пресса, угас.

«СГ» удалось отыскать тех, кто наладил контакты с детьми Отто Юльевича (понятно, совсем не теми, что промышляли мошенничеством в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок») и смог еще в конце прошлого века доставить в Могилев личные вещи полярника.


МОГИЛЕВСКИЙ период в биографии Отто Шмидта занимает первые двенадцать лет. Здесь он родился (в семье прибалтийского немца и латышки), пошел учиться в Могилевскую мужскую гимназию, в которой окончил три класса. Уже тогда юный Отто оправдывает надежды семьи. В отчете 1900—1901 годов классный руководитель характеризует Шмидта как ученика «примерного поведения, трудолюбивого и способного в учебе». Во время последующих лет учебы в Одесской и Киевской гимназиях он не только успевал на «отлично», но и постоянно занимался самообразованием.

Покинув Могилев в связи с переездом родителей на новое место жительство в Одессу, Отто о родном крае не забывал. Сохранились воспоминания советского писателя Льва Кассиля о том, как, будучи проездом в Орше, Шмидт говорил со встречающими как с земляками: «У вас тут должна быть еловая роща, верно? Я помню ее. Я ведь ваш сосед, родился тут неподалеку, в Могилеве. Тогда железной дороги оттуда не было, вот я частенько к вам на пароходе приплывал. Ну, кланяйтесь еловой роще!»

Владимир БОГАЙЧУК со школьниками в музейной комнате.

Возможно, в детских исследованиях этих рощ у Отто и родилась страсть к путешествиям. Во время лечения от туберкулеза в Альпах (болезнь развилась у Шмидта еще в юношеском возрасте) он овладел мастерством альпиниста. Исследовал горы Крыма, затем неизученные районы Памира во время советско-германской экспедиции. Однако это была, можно сказать, разминка перед великими путешествиями. Всего в биографии Отто их было шесть. Каждая из экспедиций, которые он возглавлял, оставила заметный след в истории освоения Арктики. В процессе экспедиции 1932 года, например, советские полярники на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые за всю историю человечества прошли Северный морской путь без зимовки, за одну навигацию. Спустя год Шмидт возглавил новую экспедицию — требовалось повторить исторический рейс из Архангельска во Владивосток уже на обычном грузовом судне, пароходе «Челюскин». На этот раз экспедицию постигла неудача: «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а больше сотни человек его команды оказались на затерянной в бескрайних просторах Чукотского моря льдине. Что делает Шмидт? Разбивает лагерь, составляет план работ, организует подготовку площадок для посадки аэропланов. А по вечерам, чтобы отвлечь людей от тревожных мыслей, читает им лекции — о советской поэзии, полетах на Луну, творчестве Гейне...

ИМЯ Шмидта в областном центре увековечено — в названии центрального проспекта и именуемого в народе «Шмидтовского» моста. Портрет полярника красуется и на местной Аллее Славы, где собраны фамилии почетных граждан Могилевщины — спортсменов, музыкантов, ученых.

Своя галерея знаменитостей и у могилевской гимназии № 3, что рядом с бывшим зданием местной мужской гимназии (сейчас в нем торговый центр). Среди выпускников учреждения образования много выдающихся персон. В их числе и Отто Шмидт. Информацию о «звездных» учениках, которые успешно проявили себя во всевозможных сферах деятельности, еще 15 лет назад стала собирать учитель физкультуры Наталья Кулешкова. Чтобы добыть какие-то сведения об исследователе Арктики, Наталья Федоровна изучала архивы Москвы и Санкт-Петербурга. В Минске же наткнулась на уникальный документ — «Памятную книжку Могилевской губернии» со списком книжных магазинов и библиотек, которые здесь значились в конце XIX—начале XX веков. Так вот, в летописи 1893 года обнаружила, что отец полярника Юлий Шмидт был купцом и торговал книгами на Большой Садовой улице (ныне пешеходная улица Ленинская), здание магазина которому сдавал некий Меерович.

Педагог могилевской гимназии №3 Наталья КУЛЕШКОВА собирает информацию о знаменитых выпускниках.

— Понятно, что аренда на главной улице губернии стоила недешево, — делится соображениями Наталья Федоровна. — Этот уникальный факт говорит о том, что родители Шмидта вовсе не были бедными людьми, как утверждается в некоторых упоминаниях. Напротив, спустя три года в той же переписи значится, что у купца Шмидта помимо книжной была и нотная торговля.

Поиски интересных страниц в биографии семьи Шмидт архивами не ограничились. Наталья Федоровна познакомилась с Ярославом Сургунтом, который оказался внуком одноклассника Отто — агронома Игнатия Кондратьева. Дед рассказывал ему, что после окончания в 1899 году церковно-приходской школы он поступил в Могилевскую мужскую гимназию. Учился в одном классе с соседским мальчиком, другом детства — Отто Шмидтом. В свободное время ребята играли в лапту и наперегонки плавали в реке Дубровенке. Окончили три класса гимназии, а после судьба разъединила друзей: Отто переехал с родителями в Одессу, Игнат поступил в Горецкий земледельческий институт.

Дети полярника Владимир и Сигурд несколько раз наведывались в Могилев, рассказывали увлекательные истории об Отто Шмидте. Во время таких приездов они передавали в Могилевский областной краеведческий музей снимки, личные вещи отца.

ВМЕСТЕ с ведущим научным сотрудником музея Александрой Бураковой изучаем раритеты.

В зале, где работает выставка, посвященная 150-летию образования музея, экспонируется библиотека Шмидта — десятки научных книг. Читал Отто Юльевич запоем. Еще во времена студенчества в Киевском университете составил для себя список необходимой для штудирования литературы. Планку задал высокую — простой математический подсчет ему показал: чтобы прочесть книги из этого перечня, необходима тысяча лет! С болью в сердце Отто сократил его, снова подсчитал — вышло 250 лет... Позже в его личном архиве нашли список книг, прочитанных в студенческие годы. 417 изданий различных авторов! Поставив перед собой цель «овладеть основами всех наук», спал по 4—5 часов в день.

Александра БУРАКОВА с записной книжкой Шмидта.

Из музейных фондов Александра Сергеевна извлекает еще одну интересную вещицу — записную книжку ученого, которую в 1971 году привезли в музей Владимир и Сигурд. В тот приезд в музее работала молодой специалист — младший научный сотрудник Людмила Кондратьева. Она хорошо запомнила визит гостей, которые вошли в приемную и с улыбкой представились: «Здравствуйте, мы — дети Шмидта. Только не лейтенанта, а другого, полярника».

С сыновьями Шмидта общалась и другая сотрудница музея Лариса Жукова. Лариса Терентьевна вела отдел природы, экспонаты для которого порой добывала сама. Как было не воспользоваться такой редчайшей возможностью приобрести ценные для музея личные вещи исследователя Арктики? К тому же в те времена задумывалось открыть отдельный музей, посвященный знаменитому земляку.

НАУЧНЫЙ сотрудник вела переговоры с падчерицей Отто Юльевича Ириной и сыном Сигурдом, и в конце концов добилась у них аудиенции. В середине 70-х годов прошлого века она отправляется в Москву:

— Квартира, в которой в свое время жил Отто Юльевич, располагалась на улице Грановского, близ Кремля. В то время в ней жила сама падчерица Ирина. Хорошо помню интерьеры: они мне казались монументальными, убранство — роскошным. В рабочем кабинете, который показали, стояли два кожаных кресла, большой диван, рабочий стол. Тогда получилось купить для музея книги из библиотеки Отто Юльевича. В Могилев их доставляла поездом.

Личные вещи полярника хранятся в Могилевском областном краеведческом музее.

Позже Лариса Терентьевна побывала и на даче ученого в Звенигороде. Туда из Могилева она вместе с коллегами уже отправилась на машине — нужно было перевезти предметы мебели. В то время близ российского города располагались правительственные дачи. Дом Шмидта был окружен лесом, рядом — овраг. Из небольшого двухэтажного деревянного строения музейные работники смогли забрать для экспозиции телефон и рояль ученого.

Правда, общение с детьми Шмидта, по воспоминаниям Ларисы Жуковой, носило больше деловой характер: «Они говорили, что об отце и так много известно. Но видно было, что сами интересовались малой родиной Отто Юльевича. Когда приезжали в Могилев, пытались отыскать место, где находился его дом, ориентировочно близ реки Дубровенки. Им было приятно осознавать, что память об отце хранят на его малой родине».

О ЗНАМЕНИТОМ исследователе Арктики в Могилеве никогда не забывали. В середине 70-х годов в областном Дворце пионеров и школьников открылась музейная комната, посвященная ученому. Его, а также музей Ленина на общественных началах создал фронтовик Владимир Иванович Богайчук. Вместе с участниками кружка «Юные следопыты» он занимался исследованием жизни Отто Юльевича, в архивах Москвы и Киева искал информацию о нем. Позже наладил связь с детьми Шмидта, приглашал их на встречи со школьниками. В Могилев время от времени приезжали и летчики, которые занимались эвакуацией челюскинцев.

Личные вещи полярника хранятся в Могилевском областном краеведческом музее.

Интересно, что идею открыть подобную комнату Владимиру Ивановичу подсказал сын. В те времена Сергей Богайчук, студент географического факультета Могилевского пединститута, выбрал для курсовой работы тему, связанную с исследователем Арктики. Владимир Иванович помогал работать над проектом, позже сам заинтересовался темой. Богайчуки ездили в Киев, где изучали архивы, поднимали документы, искали челюскинцев. Позже в Могилеве даже устраивали праздник улицы Челюскинцев, когда с помощью ДОСААФ сбрасывали листовки о знаменитых покорителях Арктики. Сергей Владимирович (сейчас работает тренером-администратором хоккейного клуба «Могилев») вспоминает, как еще студентом проводил экскурсии по музейной комнате:

— Они строились на рассказе о нашем выдающемся земляке. Каких-то дорогих экспонатов в музее не было, разве что фотоаппарат Шмидта и флаг, который водрузили челюскинцы во время экспедиции. В музее было больше стендов, копий документов, снимков, которые привозили сыновья Отто Юльевича. С ними общался и во время их визитов в Могилев. С развалом Советского Союза музей, увы, прекратил работу...

В личных архивах Сергея Владимировича сохранились снимки с детьми Шмидта. А со старых фотографий смотрит человек, который благодаря труду и целеустремленности смог достичь в жизни больших высот. Лучшую ролевую модель, как сегодня говорит молодежь, для нынешнего подрастающего поколения и придумать трудно.

Интересные факты

Фирменная борода Шмидта появилась тогда, когда ему было немногим более двадцати лет. Еще юношей он заболел неизлечимой формой туберкулеза, после чего на полгода попал в госпиталь. Когда выросла борода, решил сохранить этот имидж, слегка его подкорректировав.

ИМЯ НА КАРТЕ

В честь Отто Шмидта названы остров в Карском море, мыс и городской поселок на Чукотском полуострове, полуостров на Новой Земле, вершина и перевал на Памире, а также подледная равнина в Антарктиде.

bizyk@sb.by

Фото автора и из архива Могилевского областного краеведческого музея
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter