Тот, кто всегда прав

Изменения в закон о защите прав потребителей обрадуют покупателей и озадачат некоторых продавцов
Изменения в закон о защите прав потребителей обрадуют покупателей и озадачат некоторых продавцов

Покупателей, которые пытаются отстоять свои права, продавцы дружно обвиняют в «потребительском экстремизме». А попроси назвать фирму, которую те замучили неоправданными исками, скорее всего, промолчат. Зато случаев нарушения интересов тех, кто покупает, сколько угодно. Однако есть надежда, что в скором времени станет меньше. В конце марта в Палату представителей Национального собрания поступит проект нового дополненного закона о защите прав потребителей.

Теоретически мы с вами, приобретя вещь, качество которой, увы, оказалось неважным, имеем право в течение двух лет предъявить претензии ее продавцу или производителю, а в период срока годности — только к изготовителю. Но вот ситуация: скажем, DVD–плейер куплен на рынке, изготовлен неизвестно где и по прошествии времени мобильный телефон продавца, указанный на гарантийном талоне, предательски молчит. На кого пенять?

— За качество ввезенного товара станет отвечать импортер, — успокаивает Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли.

Как? Допустим, у вас в постгарантийный период сломалась заграничная стиральная машина. Срок службы такой техники, как правило, 10 лет. Вы четко соблюдали правила эксплуатации, и экспертиза доказала: причина поломки — заводской брак. С принятием поправок в закон вам уже не придется искать изготовителя где–нибудь на просторах России, а тем паче в странах Юго–Восточной Азии. Вернете машину импортеру или дилеру — и дело с концом. «Помимо очевидной пользы для покупателя, такое дополнение позволит сузить нелегальный рынок: импортеру будет накладно ввозить продукцию без официальных договоров с изготовителем», — уверена Ирина Барышникова.

Купили импортные кожаные ботинки? Как минимум месяц они не должны доставлять своему владельцу хлопот. Но, допустим, индивидуальные предприниматели на рынках могут себе позволить дать гарантию всего на неделю, потому что не сертифицируют товар по белорусским стандартам. Законодатели намерены уравнять сроки гарантийного ремонта отечественной и импортной продукции. На ботинки — месяц–два, на холодильники, стиральные машины — 3 года и т.д. Еще вопрос — сервис ремонтных мастерских, которые каким–то образом выпали из правового поля и теперь демонстрируют скорее чудеса мастерства ухода от ответственности за качество своей работы. Так вот: предполагается, что за каждый день просрочки гарантийного ремонта (на него отводится 2 недели), например, сервисный центр будет нести материальную ответственность и отговорками типа «запчасти не завезли» — не отделается.

Прямая линия

Потребитель всегда прав. Это — в теории. А на практике защитить свои права иногда бывает совсем непросто.

В Международный день защиты прав потребителя в редакции «СБ» состоится «Прямая линия» с начальником управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ириной Николаевной Барышниковой. Ждем ваших вопросов сегодня с 15 до 17 часов по телефону 296–66–96.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter