Кто виноват в неурожае? Что происходит с овощами до прилавка

Тот еще овощ!

В этом году в стране планируют вырастить более 1,5 млн тонн овощей. В основном это томаты и огурцы, но весь ассортимент насчитывает более 40 наименований. Хватит на всех и еще останется — на экспорт отправят около 350 тонн сельхозпродукции. Спелые овощи покупатели видят уже на прилавках. А как живут и растут плоды до своего часа «икс»? Корреспондент «Р» собирала урожай и узнала, что для потребителя остается за кадром.

300-граммовый представитель сорта «парнас» имеет толстые стенки — 8—9 миллиметров

Ученые утверждают: наиболее полезны не заморские, а местные овощи, из своего региона. Посмотреть, как плоды созревают и наливаются, еду в Самохваловичи. Каких-то 20 километров от МКАД — и я на грядках РУП «Институт овощеводства». В одном из старейших научных центров страны овощи холят и лелеют настоящие профи — профессора и доктора наук. Все, чтобы на стол к нам попал только качественный продукт.

Масштабы «огорода» впечатляют. Немудрено: институт уже более 90 лет решает проблемы отрасли. Создано более 150 сортов и гибридов по 37 видам овощных культур. Разработана масса технологий и полезных рекомендаций.

— Смотрите, какой сладкий перец растет. Знакомьтесь, это 300-граммовый представитель сорта «парнас». Толщина стенок — не 2—3 миллиметра, как мы выращивали раньше, а все 8! Хорошо плодоносит — получаем 6—7 кг с квадратного метра. И вкус отменный. Пробуйте, — встречает автор нового сорта и заведующий лабораторией технологических исследований Мечеслав Степуро.

Кстати, именно он инициировал создание первой плантации перцев в нашей стране. С коллегами скрупулезно разрабатывал систему питания, схемы поливов — и вот он, результат. Плоды с виду — испанские, на вкус — даже лучше голландских. А урожай-то наш, родненький.
Мечеслав СТЕПУРО уже 47 лет решает проблемы овощеводства.

Пока жую, Мечеслав Францевич вспоминает молодость. За плечами у него большая история, все-таки овощам собеседник посвятил немало — 47 лет:

— В Советском Союзе у каждой страны была своя роль. Нам досталась миссия выращивать капусту и столовые корнеплоды: свеклу, морковь. Сажали и другое, но немного. А такие овощи, как сладкий перец, всегда привозились с юга — их у нас на грядках не было. СССР распался, а валюты на закупки не было. Ученым пришлось выкручиваться. В 1994 году сажали, что было, — болгарские семена, молдавские. Наблюдали, как приживутся в наших условиях. А позже вывели свои.

Огородами в те годы повально занялись дачники: буквально за год их цифра выросла с 1,5 миллиона до 3,5. Институту работы прибавилось: такую армию надо было обучать, всячески помогать фермерам-любителям. Да и сейчас, признается Мечеслав Степуро, работы с ними хватает: огородники допускают массу ошибок, а укоряют погоду или неурожайный год.

— Взять даже простой огурец. Это одна из основных и популярных овощных культур в стране. Но до сих пор многие не умеют с ней работать, — заглядывает в теплицу. — Вот смотрите, какая у нас красота тут творится. Это не удача, а ежедневный тяжкий труд.

Ученый присаживается на корточки и демонстрирует: внизу на стволе совсем нет листочков. Над ними, уверяет, не надо трястись — «оголить» надо примерно 70 сантиметров. Все, чтобы дать растению рост, иначе оно не поднимется выше полутора метров.

— Лишние листья расходуют питательные вещества и влагу, а это нужные пункты для развития и созревания плодов. Плети, смотрите, обрываются на два листа. Не стоит щадить сухие и больные элементы — в противном случае они легко распространятся по кусту.

Собираем урожай гибрида огурца «кураж»: берем плоды, что выросли до 10—12 сантиметров. Таких много. За раз сотрудники института собирают полтонны огурцов. Отвлекаю Тамару Матюк — старший научный сотрудник, шепчутся коллеги, чуть не живет в теплице:

— Ой, уже почти 45 лет тут вожусь. Все силы отдаю. И посадка, и формирование растения под моим пристальным присмотром. Если стараться, урожай всегда будет радовать. Мы вот уже  17-й раз в эту теплицу с контейнерами за «дарами» приходим. И то ли еще будет.

Мечеслав Степуро акцентирует внимание: огурцы, как и любые другие культуры, у них растут без химии. А вот внекорневые подкормки и порции важных микроэлементов — это да. Причем обязательно и минимум раз десять за сезон.

За раз сотрудники института собирают полтонны огурцов

Доктор сельскохозяйственных наук идет повидаться с томатами — ближайшая теплица для них развернулась на 450 метрах. Влажность — примерно 60—70 процентов, температура воздуха не должна зашкаливать за 35—40 градусов. Ученый прогуливается между рядами и легонько ударяет по кустам:

— Это самоопыляемые растения, но помощь им не помешает. Так пыльца распространяется на нижние цветущие кисти, улучшается завязывание плодов. Второй вариант — создать небольшой сквозняк.

В теплице невыносимо жарко, но уходить не спешим — надо тщательно проверить каждый листок. Рассматриваем: ага, желтизну надо убрать и немного проредить зеленый куст. Пробую, а Мечеслав Францевич параллельно советует:

— В нашей стране в основном плоды вызревают на семи кистях томата. Давайте подсчитаем. Верхушку, которая пошла дальше вверх, удаляем. Края кистей тоже общипываются. Но не увлекайтесь, иначе растение будет совсем голое, а плоды без листьев получат сильные солнечные ожоги. Нередко — со смертельным исходом.

Проверяем остальные кусты: где-то верхушка тонкая, а где-то толстая — значит, растение жирует. Эти томаты надо срочно спасать. Есть еще один действенный способ проверить состояние здоровья своих подопечных — правда, тогда придется следить за ними и днем, и ночью. Степуро объясняет: «Пока светло, листья должны немного скручиваться, а в темноте, наоборот, расправляться. Если это не так, надо срочно реанимировать растение».

Дачники совершают море распространенных ошибок. Одна из них — пагубная страсть к аммиачным удобрениям, из-за которых томаты могут «сгореть». Похожий итог будет у детищ приверженцев свежего куриного помета — растения могут страдать и даже погибнуть. Часто не идут дела и у тех, кто обзавелся разрекламированными теплицами. Там помидоры получают ожоги: поликарбонат, из которого они изготовлены, словно увеличительное стекло усиливает воздействие солнечного облучения.

Набираем целую корзинку спелых помидоров — урожай отличный. С одного куста за сезон снимают 6—8 килограммов. С квадратного метра теплицы получают аж по 17 килограммов. Мечеслав Францевич не держит в секрете, что главное тут — труд и увлеченность делом:

— Если семечко посадить и бросить на произвол судьбы, ничего не выйдет. Раз взялись, идите до конца: наблюдайте за растением, его настроением. Придерживайтесь сбалансированной системы питания, кормите порционно. Ошибочно многие удобряют культуру всего один раз: так, для успокоения. Сделали и забыли. И пожинают плоды своих «трудов».

ypopko@bk.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter