Тот бой отзывается эхом...

В истории партизанского движения Беларуси есть своеобразно знаковое событие — неудачная (или не вполне удачная) попытка штурма силами трех бригад вражеского гарнизона в деревне Денисковичи Ганцевичского района на Брестчине.
В истории партизанского движения Беларуси есть своеобразно знаковое событие — неудачная (или не вполне удачная) попытка штурма силами трех бригад вражеского гарнизона в деревне Денисковичи Ганцевичского района на Брестчине. У оставшихся в живых ветеранов по сей день болит сердце при воспоминании о битве, которую в одном историко–академическом труде советской эпохи почему–то назвали победной.

Событиям, произошедшим 17 февраля 1944 года, был посвящен документальный рассказ бывшего партизана 12–й кавалерийской бригады Леонида Булата «Партизанская досада» в «СБ» за 27 июля нынешнего года. Как отклик последовали воспоминания ветеранов партизанской бригады имени Пономаренко артиллериста Юрия Миненкова и медфельдшера Ивана Варивончика «Про бой у Денисковичей» («СБ» за 12 октября).

Движимые стремлением восстановить историческую правду, наши читатели продолжают делиться воспоминаниями. Василий Григорьевич Мельников из города Березино на Минщине прислал запись рассказа своего отчима А.Е.Богомаза.

В годы войны Андрей Ефимович воевал в составе той самой 12–й кавбригады под командованием Героя Советского Союза Владимира Тихомирова и ныне подтверждает одно странное обстоятельство. Партизаны–тихомировцы свою задачу не выполнили по причине якобы случайной оплошности на узкоколейке опытного бойца–подрывника. Однако почему–то Тихомиров, известный своим вспыльчивым и даже жестоким нравом, не стал наказывать вроде бы провинившегося партизана. Значит, объяснение причины, по которой противнику удалось оперативно прислать в Денисковичи подкрепление из Ганцевичей и вынудить партизан отступить, надо искать в другом.

В чем? Об этом в редакцию написал Федор Борисович Карпеня из деревни Будча Ганцевичского района:

«Я, бывший партизан отряда имени Дзержинского бригады имени Ленина, принимал непосредственное участие в операции по уничтожению вражеского гарнизона в деревне Денисковичи 17 февраля 1944 года.

Нашему отряду накануне была поставлена задача: ночью обойти Денисковичи, незамеченными зайти в тыл со стороны Ганцевичей, у территории лесозавода занять позиции и ожидать сигнала для наступления. Для всех наступающих отрядов сигнал — орудийный выстрел. Помню, когда мы на рассвете подошли к исходной позиции, был густой туман и не по–зимнему тепло. Вскоре после артвыстрела вступили в бой. В результате боя дзержинцы овладели полицейским участком, лесопильным заводом и железнодорожным депо, где стояло несколько паровозов. Поэтому говорить, что операция по уничтожению вражеского гарнизона в Денисковичах была полностью неудачной, нельзя.

А теперь о немецком подразделении, которое «появилось словно из–под земли». Накануне, 16 февраля, в деревне Будча, которая размещается на восток от Денисковичей на расстоянии 10 километров, было полно партизан. Они в деревне отдыхали, ожидали темноты. На улице было много возов, стояли две пушки. И конечно же, немецкий шпик не мог не догадаться о готовящемся наступлении. Поэтому ганцевичский гарнизон фашистов решил оказать помощь своим в Денисковичах и послал туда батальон. Тот еще ночью прибыл в Денисковичи и занял оборону не в самом укреплении (там и без этого было полно сил), а между постройками в дальней части Денисковичей.

Боевая группа партизан–тихомировцев, которая должна была заблаговременно оседлать узкоколейку между Денисковичами и Ганцевичами, вполне могла разминуться с поездом, потому что (как видно из обстановки) к месту назначения шли не по узкоколейке, а обходным путем по партизанским лесным стежкам. Поэтому могли даже и не слышать, когда поезд с немцами прошел. Досадно и сегодня, спустя 61 год, вспоминать о том, что произошло тогда в Денисковичах. Ведь там погибли наши люди, а задание было выполнено только частично. Погибших, тех, которых не смогли вынести с поля боя, похоронили близ деревни. Вот некоторые, о которых помню: Бойко Василий, Бойко Павел, Жупченок Виктор, Кротов Федор...»

Из деревни Малая Дубрава Пинского района дополнил публикуемые воспоминания Иван Алексеевич Карпеня — бывший секретарь подпольной комсомольской организации в Денисковичах. Он подтвердил, что эту деревню оккупанты покинули лишь 2 июля 1944 года, и объяснил хитроумную систему обороны вражеского гарнизона, которую не сумели полностью преодолеть народные мстители.

«Достойны уважения и благодарности усилия газеты, направленные на выяснение правды, распутывание порой весьма сложных узлов, из которых состоит история партизанского движения Беларуси», — завершил свое письмо ветеран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter