Тот «Беларус», который пашет

29 мая Минский тракторный завод отметит 70-летие

Каждые пять минут с конвейера ОАО «МТЗ» сходит новый трактор, а каждый десятый стальной пахарь в мире — это «Беларус». На то, чтобы завоевать свое место на международном рынке сельхозтехники и стать брендом страны, Минскому тракторному понадобился не один год. 70 лет. 29 мая 1946 года Совет Министров СССР издал постановление № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения». Эту дату считают официальным днем рождения МТЗ. Торжества по случаю юбилея начнутся уже завтра, 27 мая.


Накануне корреспонденты «СГ» побывали на заводе, где познакомились с первенцем белорусского тракторостроения и его самыми продвинутыми потомками.

14 октября 1953 года в 17 часов 16 минут в производственном цехе раздался мощный рокот мотора трактора «Беларус МТЗ-2». Он плавно сошел с конвейера и положил тем самым начало истории отечественных колесных тракторов. Теперь первенец белорусской сельскохозяйственной техники установлен на постаменте. Экскурсию по новому объекту благоустройства проводит для нас заместитель гендиректора ОАО «МТЗ» по идеологической работе, кадрам и соцразвитию Андрей Сусленков:

— Легендарный трактор «Беларус МТЗ-2» — теперь сердце стационарной экспозиции под открытым небом, хотя первой выпущенной продукцией нашего предприятия стал пусковой двигатель ПД-10 для гусеничного трактора КД-35. И именно с него в ноябре 1950 года начался серийный выпуск техники. За это время МТЗ произведено более 3,8 миллиона тракторов марки «Беларус», в том числе — более 757 тысяч на экспорт.

Первый колесный трактор «Беларус МТЗ-2», с момента выпуска
которого началась история белорусских колесных тракторов,
установлен в центре сквера «70 лет МТЗ», что у заводской площади.


Дилетанту сложно представить, насколько технологически сложен и трудозатратен процесс создания трактора. Рождение стального пахаря начинается с конструкторской задумки, а воплощение идеи в жизнь — с литейного цеха, где «пыхтят» большие печи, в которых плавится металл — материал будущих деталей. Их обработка — следующий этап производства тракторов. Когда все готово, происходит самое интересное — трактор собирается, как конструктор. Кто в детстве увлекался «лего», найдет себя и на главном сборочном конвейере МТЗ. Потом трактор попадает в цех отделки и окраски, где и приобретает окончательный товарный вид. Затем готовая техника поступает к заказчикам. По такому пути проходят все модели на Минском тракторном заводе.

МТЗ сейчас выпускает более 80 моделей и более 200 модификаций их сборки для всех климатических и эксплуатационных условий. Кроме того, 37 моделей альтернативной техники находятся в серийном производстве и 28 машин — в стадии разработки. Причем конструкторский коллектив завода постоянно в поиске. Планируется запустить в производство и вывести на рынки России, Украины и Казахстана новую модель трактора мощностью 450 лошадиных сил. В перспективе — модели малогабаритных тракторов на альтернативных видах топлива (газодизеле, газу) и создание системы автоматического управления движения трактором при выполнении технологических операций в рамках системы точного земледелия.

«Десять процентов мирового пространства тракторной техники — это «Беларус», — подчеркивает Андрей Сусленков. — Свою нишу заняли, потому что наши тракторы надежные и доступные в обслуживании». Завод выпустил трактор мощностью 350 лошадиных сил. Он рассчитан на работу с тяжелыми орудиями, легко справляется с плугами на 8—9 корпусов. Машина способна работать по современным интенсивным сельскохозяйственным технологиям, а за один подход выполнять несколько операций. Это значит, что такой стальной пахарь может заменить 3—4 своих коллег. Его оснастят бесступенчатой электромеханической трансмиссией с автоматической системой управления двигателем и трансмиссией. Новшество позволит использовать трактор в качестве передвижной электростанции мощностью до 220 кВт.

Такую выставку тракторной и альтернативной техники «МТЗ-ХОЛДИНГа» увидят завтра и в субботу участники торжеств.

Кстати, тракторную и альтернативную технику «МТЗ-ХОЛДИНГа» можно будет увидеть на заводской площади вплоть до субботы. Пройдет и церемония официального открытия сквера «70 лет МТЗ». В его благоустройстве принимали участие работники завода, они же, что символично, высадят в новом сквере 70 туй. Рядом — скейтпарк с профессиональным покрытием из специальной фанерной доски. Украсят сквер детская площадка и зона с экспозиционно-рекламными элементами — стендами, которые информируют, в какие государства экспортируется продукция отечественного флагмана тракторостроения.

К слову, в сфере бизнес-интересов Минского тракторного завода — страны СНГ, Украина, Грузия, государства Американского континента, высокоразвитые страны, а также Африка, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток, чьи рынки особенно перспективны. Основными импортерами тракторов «Беларус» в дальнем зарубежье останутся страны Европы и Латинской Америки. 

Товаропроводящая сеть МТЗ построена по принципу продвижения и продажи тракторов ведущих мировых производителей. Что помогает заводу  держаться на плаву? Гибкая маркетинговая политика и к покупателям подход — дифференцированный.

uskova@sb.by

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ, Артема ШЕВЦОВА, Алиции ПИНЮТЫ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?