Тостуемый пьет до дна

Cериалы с Анной Шадриной
С тех пор как существует данная колонка, чуть ли не ежедневно мне задают вопрос, который я нахожу довольно странным: «А вы действительно смотрите все эти сериалы?» Словно бы включенный телевизор в наши дни — это большая редкость. И на текущий момент можно найти более интересные тележанры. Например, шоу Петросяна. Или викторины с вопросами вроде: «Верите ли вы, что трава зеленая?» Почему–то журналистам, пишущим о спорте или о светской жизни, таких вопросов не задают. Хотя одна серия телевизионного «мыла» длится в среднем 45 минут, а футбольный матч — два раза по столько плюс перерыв. Стандартная светская тусовка отнимает не меньше двух часов. Вот и получается, что у меня, в отличие от многих коллег, больше свободного времени. Даже на чтение остается.

Недавно, кстати, была в Москве, зашла по обыкновению в большой книжный магазин. Коллега, которая «выгуливала» меня по первопрестольной, порекомендовала приобрести «для души» двухтомник классика советского кинематографа Георгия Данелия. По сути — мемуары, по форме — сборник киношных баек. Пришлось купить и прочесть за сутки. Невозможно было оторваться. Вся история советского кино второй половины прошлого века как на ладони. И столько там открытий чудных! Если пересказывать байки от Данелия, как анекдоты во время застолий, можно неплохо провести лет десять. Кто знает толк в этом деле лучше жителей Кавказа? Судя по прочитанному, наши любимые фильмы: «Джентльмены удачи», «Мимино», «Тридцать три», «Осенний марафон», «Паспорт», «Кин–дза–дза» — были сняты только благодаря тому, что потомок древнего и благородного грузинского рода Георгий Данелия вовремя мог удрать из–за богато накрытого стола, наперекор традициям. Теперь понятно, откуда берет свое начало уморительный эпизод из «Осеннего марафона», в котором любимый актер Данелия Евгений Леонов обучает Норберта Кухинке, сыгравшего профессора русской словесности, как пьют тостуемый и тостующий, под недобрым взглядом Бузыкина — Басилашвили. К слову, фильм получился таким проникновенным потому, пишет Данелия, что и режиссер, и автор сценария Александр Володин на момент съемок переживали как раз такую же ситуацию, как герой Басилашвили. Вот откуда тонкое знание предмета. Создатели картины единодушно сошлись во мнении, что куртку, подаренную любовницей, от жены Бузыкин должен прятать в пианино.

Я не стану, конечно, пересказывать все забавные случаи со съемок. Только один, который почему–то тронул больше других. Думаю, те, кого мне удалось заинтриговать, найдут возможность насладиться литературным творчеством Георгия Данелия самостоятельно. Так вот. Помните эпизод из «Афони», когда разочарованный в драках на танцах и нырянии в фонтаны «Вольдемар» приходит к кареглазой Кате и остается у нее на ночь? Утром Катя строит планы и предлагает летом пойти в поход на байдарках. В этот момент за окном мы видим грустную лошадь, тянущую за собой тяжелую повозку. На всех кинофестивалях, куда отправляли «Афоню», Данелия хвалили больше всего именно за этот художественный образ. Мол, мастеру очень точно удалось передать, на какую нелегкую жизнь обрекает себя юная Катя, связываясь с Афанасием. Режиссер важно раздувал щеки, принимая комплименты. Но читателям своих книг он раскрывает секрет. На самом деле безнадежную Катину ситуацию должны были подчеркнуть молодожены, проходящие в обнимку мимо окошка. Но нерасторопная администратор группы не смогла найти ни одной брачующейся пары в день съемок. И когда уже эпизод оказался на грани срыва, Данелия, заметив лошадь, велел снимать то, что само вошло в кадр. Иногда талантливым людям жизнь сама подбрасывает талантливые находки. Впрочем, не каждый способен «увидеть» ту самую лошадь.

И последнее признание от Данелия, проникнувшее в сердце. Великий кинорежиссер с горечью говорит о том, что не снимает фильмов в последнее время не от физической усталости, а от непонимания нынешней жизни. Что может сказать художник, смысл творчества которого — превращать взрослых зрителей в счастливых детей в то время, когда с экранов гремят пушки? Остается лишь с грустью наблюдать за тем, как кино XX века переходит в раздел истории, уступая путь новым скоростям и оцифрованным чувствам. От этого щемит сердце. И хочется плакать. Неужели, правда, ничего доброго и светлого больше не будет?

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter