Тоска объявлений

Как бороться со «столбовой» рекламой и бумажным хламом?
Как бороться со «столбовой» рекламой и бумажным хламом?

«Висит на заборе, колышется ветром...» Безобидные на первый взгляд слова из старой песенки, оказывается, приобретают нынче грустный смысл. Стоит пройтись по городским улицам, как чуть ли не на каждом шагу встретишь бумажный хлам. Объявления типа «Сдаю квартиру», «Работа за границей», «Куплю волосы», «Клею обои» наравне с модными «Авто по Интернету», «Компьютер с доставкой» и прочими наклеены на столбах, водосточных трубах, остановках, домах и даже деревьях. Черно–белые и цветные, написанные от руки и напечатанные, частные и фирменные — все они в одинаковой степени «украшают» город.

Явление это неновое, для моего родного Гродно в том числе, но лет десять назад, когда, скажем, автобусная остановка представляла собой покосившуюся дощатую «избушку» непонятно какого цвета, бумажное объявление не так бросалось в глаза. Теперь — по–другому. Уютные остановочные павильоны со скамейками, отремонтированные фасады домов, фигурная плитка на тротуарах, новые осветительные мачты — и этот бесконечный беспорядочный вал объявлений, наводящий тоску. Как бороться с «бумажной» проблемой?

Утром, направляясь на работу, не раз замечал, как дворник срывает «левые» объявления. Но на их месте потом появляются новые или остается грязный след от клея.

— Да, мы дали такие указания всем 240 гродненским дворникам, — рассказывает заместитель директора ГГУПП «Спецавтохозяйство» Борис Лавренко. — Но к каждому столбу человека не приставишь, тем более что цепляют объявления в любое время суток и в самых разных местах.

Конечно, роль коммунальников в наведении чистоты велика, но одной тете Маше с метлой это не под силу, да и не всегда уместно. Согласно городским Правилам благоустройства за предприятиями и организациями закреплены соответствующие территории. Казалось бы, все тут понятно — наводи порядок возле своего здания! И большинство руководителей за это спрашивает с подчиненных, в мыслях не допуская, что у входа в офис будут лужи, кривой асфальт, разбитые или скользкие ступеньки, обклеенные и исписанные стены здания.

Но так не везде. Врач–гигиенист Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Марина Коршун рассказала, что за неудовлетворительное содержание подконтрольных территорий в Гродно за 11 месяцев 2006 года составлено 306 протоколов, а величина штрафов — почти 50 миллионов рублей. Впрочем, как выяснилось, к «бумажной» проблеме это не относится. В центре гигиены и эпидемиологии объяснили это тем, что до «столбовой» рекламы там «еще не дошли руки». А хотелось бы!

Если санслужба пока еще лояльна к тем, кто плодит бумажный хлам или закрывает на него глаза, то в правоохранительных органах особо не церемонятся. Тем более что Указ Президента «Об усилении ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель, правил благоустройства и содержания населенных пунктов» дает такие права. По словам начальника штаба Ленинского РОВД Гродно Александра Надейко, участковые постоянно отслеживают наиболее проблемные места, срывают объявления, а по указанным в них адресам и телефонам выходят на самих «писателей».

— Вначале, если нарушение незначительное, стараемся ограничиться профилактической беседой, — говорит Александр Николаевич. — Не помогает — составляем протокол и отправляем его в административную комиссию района, где уже решают, каким быть наказанию.

В Ленинском районе, куда входит исторический центр города, в 2006 году составлено 72 административных протокола за нарушения по расклейке объявлений, причем в 47 случаях был применен штраф — от 155 тысяч рублей (5 базовых величин). Это, кстати, минимальная сумма, предусмотренная указом.

Все это, конечно, хорошо. Но запретами и штрафами проблему не решишь. Коль уж где попало вешают объявления, значит, не хватает в городе рекламных щитов и тумб. Вспоминается недавний случай. В подъезде дома, где я живу, установили новую металлическую дверь с домофоном, к слову, за деньги жильцов. Но не успела высохнуть краска, как дверь залепили разными бумажками. Сорвешь такую — остается грязное пятно, оставлять тоже нет резона. Соседи долго чертыхались, пока не выручил ЖЭС–5: рядом с дверью коммунальники пригвоздили к кирпичной стене доску объявлений — не очень прочную, фанерную, но все–таки. Теперь дверь чистая, а доска пестрит сообщениями. Кстати, такие жэсовские планшеты установили в домах по всему городу.

Подобных примеров немало. А об одном, пожалуй, самом показательном, чуть подробнее. Лет шесть назад оказался на концерте Гродненской капеллы. Не скажу, что я большой поклонник такого творчества, но с удовольствием провел время. Каково же было мое изумление, когда я видел через пару дней невзрачную концертную афишу популярного коллектива то на стенке дома в центре города, то на провисшем строительном заборе. Как же так? Такой резонный вопрос возник у многих, и в капелле отреагировали нестандартно, заказав десяток металлических (ручной работы!) рекламных щитов. И по сей день афиши, наклеенные на этих ажурных стойках, в основном в центре города, приглашают поклонников песенного и музыкального искусства на представления.

Как оказалось, фирменным приспособлениям капеллы потом по–доброму завидовали другие творческие и спортивные коллективы Гродно. Они понадеялись на новые круглые рекламные тумбы, «выросшие» пару лет назад в людных местах. Да недолго тешились. Постепенно концертно–театральным и спортивным афишам стало меньше находиться места на тумбах — их вытеснили огромные красочные плакаты с гламурными девушками. Так дорогостоящие тумбы окончательно превратились в «придаток» к многочисленным свадебным салонам. Куда уж там до какого–то хора или детского турнира — выбирай платье!

И по сей день большинство круглых тумб в Гродно со «свадебным» уклоном. А что по этому поводу думают в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома? Там мне посоветовали обратиться в ОУПП «Гродненское городское жилищно–коммунальное хозяйство». Заместитель генерального директора предприятия Григорий Новиков пояснил, что рекламные тумбы принадлежат одному из подразделений ЖКХ — «Ремстройавтодору». В середине декабря их передали в аренду областной филармонии.

— Действительно, — говорит директор филармонии Эдуард Тихович. — Число тумб, 13, правда, не очень хорошее, но суеверие — в сторону! Мы искренне хотим навести порядок в расклейке афиш. А что до этого было — просто не хочется говорить. Филармония с превеликим трудом «выбивала» у частной фирмы, занимавшейся расклейкой, место на тумбах. Мало того, что нас жестко ограничивали с размерами афиш, так еще клеили их куда попало. Недавно вот перед концертом Малинину голову «обрезали». Люди звонили, возмущались.

К концу января филармония окончательно согласует расценки расклейки афиш как для госучреждений, так и для частников, свадебных салонов в том числе. Директор филармонии убежден, что рекламные тумбы наконец–то обретут нормальный вид. И места на них хватит всем.

А пока три красные круглые тумбы, появившиеся в канун нового года на центральной площади Гродно, Советской, издали привлекают внимание названиями «Театральная», «Спортивная». Все бы ничего, но рядом с афишами нет–нет, да и появляются наглухо приклеенные листки из блокнотов и тетрадей. Бумажный хлам пока еще не исчез...

Игорь ПРОЦЕНКО.

Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter