«Тошнотворное и ужасающее зрелище»

Пока в православных храмах торжественно встречали Рождество и молились об избавлении от вредоносного поветрия, за океаном произошли события, которые показали, что тяжелый високосный 2020‑й не собирается уходить просто так. Впрочем, как и президент Дональд Трамп. Штурм Капитолия, стрельба, пять трупов, чрезвычайное положение... И бурные споры по всему миру.


В общем‑то все комментаторы разбились на два лагеря. Одни, сторонники западной либеральной модели, кричат об атаке на бастион свободы. Другие, соответственно, их оппоненты, сосредоточились тоже на не очень замысловатых тезисах: бумеранг «цветных революций» вернулся на родину, в чужом глазу соринку видят, а в своем…
Наиболее прожженные американисты ударились в конспирологические рассуждения о столкновении «американского глубинного государства» (deep state) и народной стихии. Есть, конечно, и полные чемпионы по перлам. Порадовал Джордж Буш‑младший, чьи слова «Тошнотворное и ужасающее зрелище» мы вынесли в заголовок. 43‑й президент США выдал очередной фирменный бушизм, написав, что «так оспаривают результаты выборов в банановых республиках, а не в демократических странах». Любопытное заявление для бывшего лидера страны, которая и породила само название «банановая республика», проповедуя при этом, что строит там демократию.
На этом фоне верх рассудительности продемонстрировал Александр ­Лукашенко. Президент Беларуси заявил, что со стороны Трампа есть какая‑то справедливость, но брать штурмом государственные учреждения нехорошо. Остальные политики оказались бескомпромиссны. Без всяких оттенков серого: либо черное, либо белое.


Но в целом пока анализ уходит в пропагандистский свисток. Что же в сухом остатке?
Вся история с подсчетом голосов на президентских выборах в США выглядит крайне некрасиво.
Нельзя не вспомнить один исторический эпизод. Когда‑то, на заре Гражданской войны в США, сразу после своего вступления в должность президент Авраам Линкольн буквально боролся за каждый штат, стараясь оставить его в составе союза. Федеральное правительство оказалось растерянным и неготовым к вызову. В конце одного утомительного ночного совещания министр обороны, не находя никакого подходящего решения, заявил: «Мы все равно победим, ведь с нами Бог». Уставший президент не без сарказма заметил: «Это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы с нами был еще и штат Кентукки». Дональд Трамп сейчас мог бы повторить слова своего великого предшественника, тоже, кстати, республиканца. Но ему не оставили ни единого шанса. Ни в Джорджии, ни в Висконсине, ни в Пенсильвании, где он рассчитывал на победу. И, как оказалось, не только он. А почти половина избирателей Америки. Мы не будем сейчас разбираться в хитросплетениях американской внутренней политики — пусть это делают сами граждане США. Хотя попутно заметим, что вряд ли правы те, кто скоропалительно предрекает скорый распад Штатов, закат американской демократии. У этой державы огромный запас прочности.



Вот только новой администрации придется сосредоточиться в ближайшие месяцы не на том, чтобы нести сияющий факел свободы по всему миру, а залечивать раны, нанесенные самим себе в оголтелой внутренней борьбе.
Кроме того, все посланцы из Вашингтона всегда учили нас брать пример с себя. Мол, там идеальная модель, эталон. И сейчас они показали, как надо реагировать при угрозе правительственным зданиям, единству страны и устойчивости политической системы. Уверен, выводы сделают все. Вот только жаль жертв, их родственников. 
И еще один урок. Просто ошеломительная цензура!.. Крупнейшие телеканалы, новостные агентства, социальные сети без застенчивости отрубают любую информацию, комментарии, которые угрожают сложившейся политической системе. 


И речь сейчас не о двойных стандартах. В конце концов, они были всегда и везде. Просто тот образчик западной демократии, который, как заморская газировка, был разрекламирован по всему миру, изуродован бесконечным количеством исключений под слоганом «Вы же понимаете, это другое» до неузнаваемости. Осталась только риторика, как писал Михаил Булгаков, гул шагов…


На наших глазах происходит переход от мира однополярного к многополярному. Его этапами стали мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, рост военно‑политического влияния России, превращение Китая в экономическую сверхдержаву. Наполненные невероятными скандалами президентские выборы в США в 2020‑м, отголосками которых являются протесты в Вашингтоне, тоже, безусловно, ставшие частью этого сложного процесса. Трудно сказать, насколько смог вернуть величие Соединенным Штатам Дональд Трамп. Но то, что его страна уже не будет прежней, это точно. Как и весь мир. Мы много говорили о необходимости многополярности. И были правы. Ведь однополярный мир был несправедливым. Вот только новая зарождающаяся глобальная система, как представляется, будет нестабильной еще очень долго.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter