Тормоза для автопрома

Экономики Беларуси и России должны дополнять друг друга, уверен белорусский премьерЭкономический кризис больно ударил по мировому автомобилестроению. Chrysler с 19 декабря (ориентировочно на месяц) прекратил производство на всех своих 30 заводах. Ford останавливал производство на десяти сборочных заводах в США с декабря до 12 января. General Motors сократил производство в США и Канаде на 30 процентов.

Убытки компании Toyota до марта 2009 года ожидаются на уровне 1,5 млрд долларов. Президент Toyota Катсуаки Ватанабе считает, что «мировая экономика оказалась перед кризисом, который случается раз в сто лет. Вокруг нас образовались экстремальные условия, и мы попали в беспрецедентную ситуацию, при которой у нас не осталось другого пути, как сворачивать производство».
Крупнейший итальянский автоконцерн Fiat на месяц закрыл все свои заводы в Италии. «2009 год будет очень тяжелым, самым тяжелым из тех, что мне довелось пережить», – говорит глава Fiat Сержио Марчионне.  Появились сообщения о возможном слиянии Fiat и Peugeot-Citroen, после того как  Марчионне заявил, что его концерн нуждается в сильном партнере, чтобы пережить экономический кризис.
Не миновала кризисная волна и просторы Союзного государства. КамАЗ, крупнейший российский производитель большегрузной автотехники, с 22 декабря на месяц остановил конвейер и отправил работников в отпуск. Причина – резкий спад спроса на продукцию. За декабрь было собрано всего 850 тяжелых грузовиков вместо 5200 в августе. Еще с октября главный конвейер переведен на четырех-дневную неделю. Кризис привел и к резкому сокращению работающих. КамАЗ отказался от услуг 3 тысяч человек из сторонних организаций, которые временно привлекались для выполнения различных работ. Прекращен прием на работу нового персонала, закрыто около 2 тысяч вакансий.  Правда, это не означает полной остановки завода. Идут ремонтные и профилактические работы, продолжается отгрузка готовой продукции со складов. На КамАЗе прогнозируют, что оживление рынка начнется лишь в конце первого квартала 2009 года. Такая же ситуация на УралАЗе и других автозаводах России, включая иностранные сборочные производства.
Мировой кризис не мог обойти стороной и одного из крупнейших в мире производителей большегрузной автомобильной техники  – Минский автозавод, чья продукция в основном поставляется на внешние рынки. Если еще не так давно на отдельные модели техники очередь была расписана на многие месяцы вперед, то сейчас ситуация кардинальным образом поменялась. Автомобили стоят и ждут своего покупателя.  Правда, в отличие от КамАЗа на МАЗе не было месячных вынужденных каникул. Предприятие не работало лишь
с 1 по 8 января, подстроившись под график отдыха российских поставщиков комплектующих.
И тем не менее ситуация вызывает тревогу. Ведь доля комплектующих с российских предприятий в автотехнике МАЗа составляет до 60 процентов, а основные заводы-поставщики в России находятся на грани остановки. Тот же Ярославский моторный завод работает только в одну смену и лишь под спрос Минского автозавода, хотя не так давно работа там велась в три смены. Положение усугубляет и то, что ряд видов российской продукции нельзя заменить белорусскими аналогами. Поэтому планируются переговоры с этими предприятиями, чтобы они смогли в полной мере обеспечить заказы МАЗа.
По словам заместителя гендиректора МАЗа Николая Синюковича, завод пока, говоря спортивной терминологией, держит удар. В том числе и благодаря тому, что белорусское правительство своевременно поддержало МАЗ как госпредприятие. Так, в декабре 2008 года заводу была оказана  поддержка  по госпрограммам. И в январе 2009 года белорусское государство тоже подставило плечо. Поэтому на МАЗе пока ярко выраженного застоя  в производстве не наблюдается. Правда, в ближайшей перспективе придется в основном работать не на экспорт, а на нужды республики. Насыщение внутреннего рынка позволит пережить самые тяжелые месяцы начала года. А там, уверены на МАЗе, должны открыться рынки России и дальнего зарубежья, что значительно облегчит ситуацию.
 Мировой экономический кризис внес  свои коррективы в планы МАЗа 2009 года. Сохранение темпов роста производства уже не ставят во главу угла. Самая главная задача в это критическое время, отметил Николай Синюкович, – сохранить трудовой коллектив и вести экономически целесообразную деятельность. Это значит не брать кредитов, обеспечить занятость и зарплату людям. И если завод сработает на уровне прошлого года, то это уже можно считать успехом.
Впрочем, МАЗ имеет не только хорошие производственные  традиции, квалифицированный коллектив, умелые руководящие кадры, но и опыт борьбы с  кризисами. В 1998 году случился дефолт, в 2004 году банковский кризис в Российской Федерации (тогда вся территория завода была уставлена выпущенными машинами). Исходя из предыдущего опыта, антикризисная программа на МАЗе уже разработана.
Готовит антикризисную программу и  Белорусский автозавод, расположенный в Жодино, – это один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники.  БелАЗ активно ищет рынки сбыта не только в СНГ, но и в других странах. Создана рабочая группа по организации сборочного производства в Китае с участием госкомпании «Катик». Проведены переговоры в Индии, где тоже уже есть партнер, с которым будет вестись работа по созданию совместного предприятия по производству белорусских карьерных самосвалов. Продолжатся переговоры по созданию торгово-сборочного производства с крупнейшими российскими предприятиями, которые заинтересованы в белорусской продукции. «Первые шаги мы уже сделали в 2008 году. На Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле Свердловской области собраны два карьерных самосвала грузоподъемностью 45 тонн», – отмечает гендиректор Белорусского автомобильного завода Петр Пархомчик. А в конце января планируется проведение переговоров с автоконцерном «Катерпиллар» о возможности совместного производства двигателей и других комплектующих для карьерных самосвалов.
«Массовая остановка авто-предприятий – это закономерное  звено всемирного финансового, а теперь уже и промышленного кризиса. Ведь резко сократили объемы работ добывающие и строительная отрасли, металлургия. Например, в Кузбассе в 2009 году будут добывать не более 50 процентов угля от уровня, достигнутого в 2008 году. Что же касается рынка легковых автомобилей, то здесь сыграла свою роль еще и паника среди потребителей. За то непродолжительное время, пока бушует кризис,  деньги у потенциальных покупателей не исчезли. Но они не вкладывают их в автомобили,  потому что не уверены в завтрашнем дне, – отмечает член Союзного парламента двух  созывов, директор научно-технического центра ГНУ «Объединенный институт машиностроения» Национальной академии наук Беларуси Павел Мариев. – По своим возможным последствиям сейчас ситуация для белорусского и российского автомобилестроения  даже более серьезная,  чем во времена распада Советского Союза. Тогда был кризис  региональный, сейчас  всемирный.  Но, уверен, и его мы преодолеем достойно, если будем работать вместе».
Экономикам Беларуси и России следует преодолевать мировой кризис совместными усилиями, считает премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. «Наши экономики должны дополнять друг друга, а технологии могут перетекать из одной в другую», – уверен белорусский премьер.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter