Торгуем воздухом. Дорого

Несколько последних дней ленты информационных агентств буквально пестрели сообщениями о вероятном присоединении Беларуси к Киотскому протоколу
Несколько последних дней ленты информационных агентств буквально пестрели сообщениями о вероятном присоединении Беларуси к Киотскому протоколу. На прошлой неделе Правительство почти единогласно поддержало решение о вступлении страны в клуб промышленно развитых государств мира, обязавшихся ограничивать выброс в атмосферу вредных веществ. Там нас уже ждут 156 стран, в том числе и Россия, также недавно присоединившаяся к этому договору. Но при всей очевидности благих намерений Киотского документа споры ученых и политиков вокруг него, вероятно, еще долго не утихнут.

Парниково–политический эффект

В 1997 году по инициативе Билла Клинтона представители 38 индустриальных стран мира подписали в японском городе Киото документ об ограничении выбросов в атмосферу вредных веществ, способствующих развитию парникового эффекта. Они обязались к 2012 году сократить объемы отходов промышленного производ-ства в воздух на 5,3 процента по сравнению с 1990 годом. Кроме того, каждой стране выделяется определенная «квота загрязнения» окружающей среды парниковыми газами, влияющими на глобальное потепление на планете. С целью стимулирования снижения выбросов предполагается возможность торговли свободными квотами. Казалось бы, все замечательно, но Киотский протокол одновременно стал и документом политическим.

Ограничить отходы — значит ограничить развитие промышленности. Главный загрязнитель воздуха на планете — США, на долю которых приходится 36 процентов всех мировых выбросов диоксида углерода. Но сенат Соединенных Штатов еще во времена Клинтона отверг Киотский документ на стадии предварительного обсуждения. А президент Буш, едва придя к власти, категорически высказался против этого протокола, заявив, что он противоречит экономическим интересам США.

Бурно обсуждался Киотский протокол и в России. Убежденный противник этого документа Андрей Илларионов даже покинул пост представителя президента в «большой восьмерке» после того, как Владимир Путин подписал этот документ. Илларионов был уверен в том, что в ближайшие 5 лет выбросы газов в России достигнут «критического» уровня 1990 года и она должна будет сама где–то покупать квоты. Тем не менее Россия подписала протокол.

Полтора миллиарда экологически чистой прибыли!

Беларусь должна присоединиться к Киотскому протоколу не позже 15 августа, иначе согласно правилам ратификация документа будет отложена как минимум на год. В беседе со мной заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий рассказал, что протокол должен быть ратифицирован не позднее чем через 180 дней после его вступления в силу. А поскольку он начал действовать 16 февраля, то наша страна должна окончить все формальные процедуры в ближайшие 2 — 3 недели. Присоединение к Киотскому протоколу уже одобрил Президиум Совмина. Но окончательное решение по этому вопросу будет принимать Президент.

Александр Апацкий уверен, что подписание документа выгодно для страны. «Беларусь имеет очень хорошие исходные позиции. Важно их сейчас не потерять, — говорит заместитель министра. — В соответствии с условиями соглашения наша страна берет на себя обязательство сохранить общий объем выбросов на уровне 1990 года. Тогда был зафиксирован самый большой суммарный объем парниковых газов в Беларуси, это порядка 112 миллионов тонн в пересчете на диоксид углерода. В настоящее же время мы выбрасываем ровно половину того — 57 миллионов тонн. Иными словами, не подписав еще Киотский протокол, мы его уже выполняем».

Эксперты посчитали, что, используя лишь 50 процентов лимита на выбросы парниковых газов, Беларусь в случае присоединения к протоколу сможет выгодно продавать неиспользованную половину своих квот. С учетом текущих цен потенциальный доход может составить от 325 млн. до

1 млрд. 750 млн. долларов в год. Здесь стоит, правда, оговориться, что свои неиспользованные права мы сможем продавать другим странам при условии, что реальный уровень наших выбросов в течение периода обязательств не будет превышать установленного показателя. В этом белорусские ученые уверены. Социально–экономический эффект от такой торговли квотами, они считают, очевиден. Средства от их продажи будут направляться на модернизацию энергетического и коммунального оборудования, что позволит еще более снизить количество выбросов. Кроме того, присоединение нашей страны к Киотскому протоколу может сказаться на ее скорейшем вступлении в ВТО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter