Торговый советник как главный экспортер

Итоги 2004 года подтвердили, что одним из основных факторов экономического роста в стране стало динамичное развитие внешнеторговой деятельности. Сегодня объемы экспорта превысили импорт, возрос товарооборот со многими странами, в том числе и с традиционными белорусскими торговыми партнерами — Российской Федерацией и Украиной. Положительное внешнеторговое сальдо в размере 480,7 млн. долларов отмечено и по итогам января—апреля 2005 года, в 28 зарубежных странах, где присутствуют белорусские загранучреждения, выполнены прогнозные экспортные показатели, в 20 странах обеспечена диверсификация экспортных поставок. По оценке премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского, положительная динамика во внешней торговле – во многом результат постоянного поиска и инициативы, которые проявляют торговые советники белорусских загранучреждений.
Итоги 2004 года подтвердили, что одним из основных факторов экономического роста в стране стало динамичное развитие внешнеторговой деятельности. Сегодня объемы экспорта превысили импорт, возрос товарооборот со многими странами, в том числе и с традиционными белорусскими торговыми партнерами — Российской Федерацией и Украиной. Положительное внешнеторговое сальдо в размере 480,7 млн. долларов отмечено и по итогам января—апреля 2005 года, в 28 зарубежных странах, где присутствуют белорусские загранучреждения, выполнены прогнозные экспортные показатели, в 20 странах обеспечена диверсификация экспортных поставок. По оценке премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского, положительная динамика во внешней торговле – во многом результат постоянного поиска и инициативы, которые проявляют торговые советники белорусских загранучреждений. Именно этим полномочным представителям государства ныне отводится одна из основных ролей по наращиванию экспорта белорусских товаров. В то же время к их деловым и профессиональным качествам будут предъявлены со стороны правительства повышенные требования. В частности, уже изменена практика подбора торговых советников – перед назначением они обязаны пройти подготовку в министерствах и ведомствах, на крупнейших валообразующих предприятиях нашей страны. Нынешняя экспортная стратегия не удовлетворяет правительство, так как в отдельных регионах мира отечественная промышленная продукция или не знакома, или не востребована в полной мере. Жесткой конкуренции на мировых рынках, в том числе и в странах Евросоюза, сможет противостоять только конкурентоспособный белорусский производитель. Однако все усилия по продвижению белорусских товаров на зарубежные рынки будут малоэффективны без агрессивной позиции загранучреждений и поддержки торговых советников. Стратегия, которой Беларусь придерживалась несколько последних лет в странах Юго-Восточной Азии, сегодня не в полной мере соответствует требованиям и условиям развития экспорта. Взять, к примеру, Китай. Товарооборот с этой страной до последнего времени составлял всего лишь 149 млн. долларов. Изменение стратегии позволило увеличить в 2004 году белорусско-китайский товарооборот до 500 млн. долларов. Итоги первого квартала текущего года говорят о том, что и на российском рынке мы до сих пор не имеем продуманной экспортной стратегии. В частности, выплата НДС по стране назначения показала, что в нашей экономике существует немало антирыночных схем. Так, сразу после введения НДС по стране назначения между Беларусью и Российской Федерацией товарооборот снизился почти на треть. Это — свидетельство несогласованности между субъектами хозяйствования двух стран. Официальные визиты белорусских правительственных делегаций в Екатеринбург, Новгородскую, Самарскую области, Краснодарский край, а также в Челябинск свидетельствуют: потенциал белорусско-российских экспортных отношений далеко не исчерпан. Практически все предложения руководителей отечественных предприятий были одобрены и приняты в российских регионах к реализации. Какие вопросы следует решить, чтобы активизировать белорусский экспорт? Товаропроводящая сеть как в Российской Федерации, так и в других государствах должна быть четко ориентирована на страну и регион. Кстати, отсутствие подобных подходов вынудило правительство отправить на доработку программу развития национального экспорта на 2006—2010 годы. Агрессивная позиция внешнеполитического ведомства, которому поручено развивать торгово-экономические отношения на внешних рынках, должна быть подкреплена современной товаропроводящей сетью. В начале нынешнего года Беларусь имела за рубежом всего лишь 119 объектов товаропроводящей сети. На территории нашего основного торгового партнера, Российской Федерации — 78 объектов, через которые на российский рынок поставлено только 29 процентов экспортной продукции. Пока только 17 валообразующих предприятий из 116 сумели создать эффективную товаропроводящую сеть. В Польше, товарооборот с которой составляет более миллиарда долларов, лишь 30 белорусских хозяйствующих субъектов имеют товаропроводящую сеть. В то же время польских торговых представительств в Беларуси в 10 раз больше: сегодня 350 предприятий с участием польского капитала работают в нашей стране. И структура взаимного товарооборота нуждается в корректировке. Так, наша страна продает нефтепродукты и сырую нефть, калийные удобрения, казеин, электроэнергию, запчасти к транспортным средствам, спирты — преимущественно полуфабрикаты и сырье. В то время как Польша предлагает примерно сорок товарных групп: машины, оборудование, продукты питания, т.е. готовую конечную продукцию. Поэтому продажа конечного продукта еще одно стратегическое направление в развитии отечественного экспорта. Многое зависит от профессионального потенциала торговых советников. Ставка в первую очередь будет сделана на практиков, знающих производство и рынок, правила торговли. Обучать торговых советников будут лучшие специалисты банков, а также менеджеры из коммерческих структур. Высококлассные специалисты работают на Белорусском металлургическом, тракторном и автомобильном заводах. К примеру, МТЗ создана профессиональная товаропроводящая сеть. Наращивание товарооборота и выход на новые рынки невозможны без привлечения зарубежных инвестиций. Предпосылок для активизации инвестиционных усилий немало. Нельзя упускать из вида тот факт, что до 60% различных мировых производств практически полностью обосновались в странах Юго-Восточной Азии. Здесь сегодня сконцентрирован огромный инвестиционный потенциал, а также самый передовой уровень высоких технологий, на которые следует обратить внимание белорусским бизнесменам и производственникам. Ведь будущее отечественной экономики, несомненно, за инвестированием в высокотехнологичные отрасли. *** За последние несколько лет минские тракторостроители создали в России единую товаропроводящую сеть, которая включает 5 торговых домов. Благодаря эффективно действующей инфраструктуре менеджеры МТЗ планируют поставить российским потребителям в 2005 году свыше 14 тысяч тракторов. Для работы в торговых домах подобраны опытные специалисты. По заявкам потребителей предприятие намерено организовать в нынешнем году на территории России многочисленные рекламные акции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter