Гигантские торговые комплексы обречены?

Торговый комплекс

В США около 50 «мертвых моллов» — заброшенных торговых центров, где когда–то бурно кипела жизнь. Большинство было построено еще в середине прошлого столетия, довели своих владельцев до банкротства, перешли к банкам — но и это их не спасло... В числе самых ярких и жутких примеров — «город шопинга», калифорнийский «Ховторн Плаза Молл» площадью 75 тысяч квадратных метров, который работал с 1977 года. Некогда место паломничества покупателей, он за 20 лет растерял популярность, а за следующие 20 превратился в руины. Вот и стоит как горькое напоминание о потребительском буме. Торгово–развлекательные центры, растущие в наших городах, тоже ждет такая судьба? «Может, из опыта Америки надо извлечь уроки уже сейчас и прекратить вкладывать в столь ненадежное дело?» — задается вопросом один из участников сегодняшней дискуссии. Тогда как второй верит в нашу счастливую звезду и призывает наслаждаться открывающимися для покупателей горизонтами. В общем, вечный спор о потребностях и возможностях. Как здесь найти баланс? Ждем ваших мнений на www.sb.by.

«Ховторн Плаза Молл».

Ничего лишнего

Людмила ГАБАСОВА
Да, Рома, есть у меня смутное ощущение, что и наши торговые комплексы ждет та же печальная участь. Просто в гонку потребления мы включились лет этак на 40 позже американцев, которые после Второй мировой начали жиреть и с жиру беситься. Пространство СНГ эта чума накрыла в 2000–х и пока распространяется как вирус. Но, думаю, мы обречены повторить американский сценарий. Как мы его уже дублируем с эпидемией ожирения. Можно сколько угодно потешаться, называя США «страной толстяков», если не знать нашей собственной статистики: 6 из 10 белорусов имеют лишний вес, а для каждого четвертого он — вообще медицинская проблема. И пока ничто — ни гастрономические пристрастия, ни особенности образа жизни — не предвещает, что мы пойдем другим путем.

Американцы «наелись». Теперь на одежду, обувь и другие товары, составляющие стержень ТЦ, там не принято сильно раскошеливаться — большинство покупает что подешевле, причем в основном на распродажах. Об этом можно судить даже по стоимости продукции американских брендов — например, Tommy Hilfiger, GAS, Michael Kors на родном рынке имеют ценник существенно более низкий, чем в России, замечает председатель совета директоров RRG Денис Колокольников. Более того, во всем мире растет популярность сервисов по обмену или коллективному владению вещами (и правда, зачем каждой семье иметь супердрель?). Набирает обороты движение постконсюмеристов — ответственных потребителей, которые покупки совершают только по необходимости и вполне могут прожить, ограничившись самым минимумом. Слыхал, может, о калифорнийце Дэйве Бруно, которому хватает всего 100 вещей в обиходе? А о канадце Джеффри Шушкевиче? Знаешь, за счет чего он устроил себе 18–месячную кругосветку? Задавил в себе потребительский зуд — и прилично сэкономил. И если частные примеры тебя не убеждают, то ознакомься с результатами глобального исследования международной рекламной сети Havas Worldwide «Новый портрет потребителя и экономика распределения», в котором приняли участие более 10.000 человек из 29 стран. Семь из десяти опрошенных убеждены: современный вещизм подвергает опасности как само общество, так и планету в целом. Сам оглядись вокруг! Мы просто–таки завалены всевозможными предметами. И все чаще думаем уже не о том, как бы что прикупить, а куда бы это пристроить, с рук сбагрить... И вот результат: под Минском закрылся очередной мусорный полигон, два оставшихся заполнятся в течение считаных лет, а новых площадок днем с огнем не сыскать.

Многие моллы у нас обречены еще и потому, что внешне крайне уродливы. Тебя, Роман, не передергивает от несуразных мутантов в центре города? От зданий–конструкторов с хаотичным нагромождением стекол и пирамидок, пристроек и эркеров? От разлегшихся вдоль главных проспектов монстров с адской смесью металлоконструкций и оранжевых стен? Мне они напоминают свернувшихся «чужих» — вот–вот шевельнут ребристым хвостом, как в фильмах про лейтенанта Рипли! Они и сейчас городам не к лицу, возмущая и хороших архитекторов, и просто людей с наличием вкуса, а лет через 30 — 40? Это ж было бы форменным безобразием! Специально в сослагательном наклонении пишу, потому что уверена: к тому времени их благополучно снесут.

Кстати, ты не заметил еще, что и сейчас у некоторых торговых центров, открывавшихся с помпой, напряженка с посетителями? Многие павильоны стоят закрытые, безуспешно предлагаясь в аренду, и многие центры готовы сдавать торговые площади уже просто за оплату «коммуналки». Не поверишь, недавно в одном из таких трехэтажных бедолаг я посреди бела дня оказалась чуть не единственным покупателем. «Люди, ау!» — так и хотелось крикнуть в звеняще пустых коридорах. Продавец ко мне аж кинулся: первый клиент за два дня... А почему? Да потому что нет спроса. Посмотреть–поглазеть, убивая время — это да, этим потребители еще забавляются, но купить нечто довольно среднестатистическое с дикой накруткой — это уже, извините, нет. Спасают только развлечения — фуд–корты, кинотеатры, катки, всякие там маникюрные бары. На это еще денег нашим покупателям не жалко.

Знаешь, глядя на удручающий американский пример, нам бы сегодня задуматься об отдаленной перспективе. Куда девать эти здания, когда в моду окончательно войдут экологически чистая еда, индивидуальный пошив, онлайн–торговля и ЗОЖ на свежем воздухе? Снимать, как предлагают в Америке, в них фильмы, в том числе ужасов? Использовать как склады? Сносить и строить нечто более востребованное, ведь земля под такими комплексами — ох как дорога, просто лакомый кусочек? Хорошо бы подобные мысли приходили в голову архитекторам появляющихся чудищ прежде, чем они сядут за чертежи. И хорошо бы нам, для кого типа все это возводится, почаще вспоминать старика Канта, очень правильно заметившего: «Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений».


gabasova@sb.by

Назад, на картонку?

Роман РУДЬ
Люда, вспомни прекрасный фильм Леонида Быкова «Аты–баты, шли солдаты...» Там есть замечательная сцена, когда молодой и наивный командир взвода искренне недоумевает, зачем это рядовой Крынкин украл мыло. Ему объясняют, что тот собирался отослать украденное родне, которая сможет выменять мыло на хлеб. А командир все никак не желает понять ситуацию и требует жестоко покарать вора. Тогда битый жизнью боец с сожалением говорит: «Эх, товарищ младший лейтенант, не голодали вы...» Вспомнила?

Так вот, то же самое я могу сказать про американцев, увлекшихся сейчас идеями умеренного потребления. Не голодали они. В смысле, никогда не испытывали недостатка в торговых площадях и товарах. Не знают, что такое дефицит. Не знакомы с дикими очередями за простыми вещами. Избалованные вечным изобилием, теперь они размышляют, как бы сократить собственное потребление. Нам об этом, я твердо убежден, думать преждевременно. Мы еще не наелись.

Именно мы, потребители, диктуем рост числа торговых центров и расширение их площадей. Коммерсанты вовсе не загоняют людей в эти махины, а всего лишь следуют за народными настроениями. Я считаю, что глубинная причина бума потребления, который длится уже двадцать лет, состоит как раз в том, что мы вышли из скудных 70 — 80–х годов прошлого века. Люди до сих пор хотят всего, много и сразу. Чтобы беспечно бродить между рядов торгового изобилия и наконец–то радостно осознавать, что в доме все есть. Больше не надо заходить с черного хода, искать знакомых в торговле, записываться на покупку телевизора или биться за пылесос. Бери — не хочу! Это, можно сказать, философский фундамент всех постсоветских торговых центров, выросших по всему бывшему СССР. Но есть и другие, более очевидные причины.

Лично я мысленно рукоплещу каждому известию о том, что в каком–либо городе (а ныне и в некоторых весях) Беларуси открывается новый просторный многофункциональный торгово–развлекательный центр. Чтобы проникнуться моим настроением, тебе надо перестать смотреть на эти события с позиции пресыщенного городского эгоиста. Стоит на минутку задуматься об общественном благе. И тогда ты тоже обнаружишь массу поводов для оптимизма. Бегло перечислю некоторые из них.

Каждый молл — это новый источник поступления налогов в казну, из которой берут деньги на твое медицинское обслуживание, обеспечение безопасности и образование твоих детей. Также он — средоточие массы новых рабочих мест. Буквально подарок экономике, потому что из бюджета на него не тратится ни копейки: рискуют только предприниматели.

Любой торговый центр — это еще один камешек, брошенный в воду рынка. От него расходятся волны здоровой конкуренции — цены в окрестных магазинах заметно снижаются, они подтягивают качество обслуживания и корректируют время своей работы, чтобы удержаться рядом с новым мощным участником торговли. Да и сам новичок, по крайней мере, в начале своей работы, всегда привлекает покупателей щадящими ценниками — он тоже вынужден бороться за твое внимание.

Всякий современный торговый комплекс меняет жизнь вокруг себя. Он становится культурной точкой притяжения для всего района. Ты же сама сказала про расположенные в ТЦ фуд–корты, катки и кинотеатры. А я добавлю еще про контактные зоопарки, детские развлекательные городки и комплексы обслуживания автомобилей. Нынешний ТЦ, особенно где–нибудь в спальном районе, становится местом воскресного семейного посещения, туда идут как на праздник. И находят его. Дети резвятся на мини–аттракционах, мама посещает маникюрный бар, отец заезжает на автомойку, а потом все вместе идут в ресторанчик. Это все в одном месте, не надо болтаться по всему городу в поисках развлечений. Собственно покупки тут где–то на третьем месте, так что ты напрасно подозреваешь нас в неумеренном потреблении.

А самое главное — то, что это никуда не денется! Благоустроенная инфраструктура вокруг ТЦ останется на десятилетия, даже если разорятся его владельцы. Недавно я случайно проезжал мимо места на минском Юго–Западе, где долгие годы находился уродливый пустырь. Теперь там два крупных сетевых магазина под одной крышей, а вокруг отличные парковки, освещенные аллеи и аккуратные газоны. Любо–дорого посмотреть. И сами здания многих торговых центров, если ты заметила, — это не каменные тяжелые громады на века, а легкие металлоконструкции, которые монтируются так же быстро, как и разбираются. Вместо них могут появиться бассейны и школы, парки и музеи, для которых уже готовы коммуникации. Люда, это как раз та самая перспектива, о которой ты говоришь! И власти городов, разрешая бизнесменам возводить очередной торговый центр, поступают куда дальновиднее, чем ты думаешь...

А теперь несколько вопросов. Ты же наверняка когда–нибудь мерила джинсы на вещевом рынке стадиона «Динамо», стоя одной ногой на картонке? Помнишь, когда снизу лед, сверху снег, а продавец прикрывает тебя какой–то дерюгой от других покупателей? Хочешь вернуться в те «прекрасные» времена, не испорченные тягой к излишнему потреблению? Я — не желаю.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter