Торговый баланс

Какие новшества ожидают белорусские магазины и что нововведения дадут потребителям?

Какие новшества ожидают белорусские магазины и что нововведения дадут потребителям?

Когда в стране начали усиленно развиваться розничные торговые сети, многие восприняли это как благо. Но со временем ускоренное развитие крупных сетей стало выдавливать с рынка малый и средний торговый бизнес. Возникший конфликт призван разрешить новый законопроект “О государственном регулировании торговли и общественного питания”, готовящийся к рассмотрению во втором чтении в Овальном зале, и отношение к нему в обществе по-прежнему неоднозначное.

Спорная территория

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Алексей Кузьмич — один из тех, кто причастен к подготовке данного законопроекта. Сам депутат предпочитает отовариваться в небольшом магазинчике рядом с домом. Говорит, что каждый день там всегда можно купить свежее молоко, сметану, масло, сахар, хлеб, крупы. Мясо приобретает на рынке раз в неделю. “Все остальное выращиваю на даче, — признается Алексей Федорович. — Но дачные участки есть не у всех, поэтому я за то, чтобы в торговой сфере было как можно больше конкуренции, ведь покупатели от этого только выиграют, в том числе по ценовым параметрам”.

Но сегодня частных предпринимателей больше волнует недобросовестная конкуренция со стороны гипермаркетов и крупных дискаунтеров. Например, сеть “Евроопт” в товарообороте некоторых районов Минской области занимает 20 процентов, а в черте города гипермаркеты и вовсе стали хозяевами положения в радиусе не менее трех километров вокруг себя.

О том, чтобы ограничить присутствие на потребительском рынке крупных торговых сетей, поговаривали уже давно. Схожие антимонопольные законы существуют во всем мире. И в этом есть свой резон: ведь если монополиста не контролировать, он легко может начать диктовать свои условия, например, завышать цены или продавать товары, скажем так, не первой свежести. Представители малого бизнеса обвиняют крупных игроков в том, что те завоевывают рынок за счет неоправданных скидок, а порой и откровенного демпинга. В свою очередь торговые сети аппелируют к тому, что, снижая цены, они выполняют социальную миссию, обеспечивают большие налоговые поступления в бюджет и поддерживают местных производителей заказами больших партий их продукции.

Правила и исключения

— Чтобы урегулировать все спорные вопросы, по решению премьер-министра была даже создана специальная рабочая группа, — рассказывает депутат Алексей Кузьмич. — Над законопроектом работали не только Министерство торговли и депутаты, но и Министерство экономики, Белкоопсоюз, эксперты, рядовые граждане. Главная задача состоит в том, чтобы оптимизировать присутствие крупных торговых сетей на рынке и сохранить конкурентоспособность более мелких игроков. Ведь не секрет, что поставщикам выгодно сдать свою продукцию оптом, и торговые сети нередко этим пользуются, навязывая производителям свои условия. Доходит до того, что цена некоторых продуктов в оптовых магазинах ниже  себестоимости. При этом от поставщика требуют плату за место в торговом зале, за перефасовку, раскладку товара и прочее. В итоге зачастую  получается так, что, например, китайские или украинские маринованные огурцы в магазине находятся на самом удобном и видном месте, а наши отечественные, которые ничуть не хуже по качеству и при этом дешевле, затерялись где-то на самых нижних полках.

Одно из положений законопроекта закрепляет предельное значение доли субъекта торговли в товарообороте продовольственных товаров не выше 20 процентов. Перед торговыми сетями, превысившими этот порог, будет ставиться заслон. И им придется либо отказаться от приобретения или аренды новых торговых площадей, либо переориентироваться на большую долю непродовольственных товаров.

— Такое ограничение направлено в первую очередь на поддержку малого и среднего бизнеса, точно так же поступают во всем мире. Если в районном центре с населением в 20—30 тысяч человек построить один крупный объект, могут закрыться другие торговые точки малого и среднего бизнеса, которые существовали там уже давно. Мы должны их защитить, — пояснила заместитель министра торговли Ирина Наркевич.

С другой стороны, не исключено, что из-за такого ограничения в небольших районах у крупных сетей и вовсе не получится открыть свой магазин, предположил экономист Алексей Беляев. А значит, жителям райцентров и населенных пунктов поменьше по-прежнему придется закупаться исключительно в местных магазинах, где возможность выбора все-таки сильно ограничена.

Чувство меры

Законопроект ужесточает и требования к оплате товара, поставленного в торговлю. Допустим, если срок годности продукта десять дней, то и оплатить его нужно не позже чем через 10 дней с момента поставки. Если срок годности от 10 до 30 дней, то рассчитаться с поставщиком придется максимум за тридцать дней. Если же товар хранится дольше тридцати дней, то о сроках оплаты продавец и поставщик могут договориться.

— Раньше торговля сама устанавливала сроки оплаты, и получалось так, что, например, за молоко, которое должно реализоваться за два-три дня, не платили по полмесяца. Получалась невидимое кредитование торговли, — объясняет Алексей Кузьмич.

— Это весьма спорная мера. Принимая ее, мы окажем медвежью услугу производителю, розничной торговле и потребителю, — считает сопредседатель совета некоммерческой организации “Ассоциация розничных сетей”, гендиректор ОАО “Евроторг” Андрей Зубков. — Если перед менеджером будет стоять задача не превысить установленные законом сроки расчета за товар, он и будет формировать ассортимент из тех позиций, которые хорошо продаются. В конечном итоге это постепенно, незаметно для нас, покупателей, приведет к сужению ассортимента, когда позиции, которые дольше продаются, будут оттесняться естественными методами.

— В торговле существует тонкий баланс, нарушение которого приведет к плачевным последствиям. К примеру, появись в райцентре на один сетевой магазин больше — и нет больше ни райпо, ни независимой торговли, ни частных предпринимателей. Такая же ситуация и на уровне государства. Конечно, развиваться нужно всем, но чувство меры должно быть, иначе в долгосрочной перспективе пострадают все, — поддержал законопроект председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. По его словам, если баланс не будет установлен, то вслед за монополизацией торговли неизбежно приходит монополия производителя.
А страдают в первую очередь потребители.

Своя ниша

Конечно, преимущества торговых сетей неоспоримы. Но, как полагает заместитель директора по маркетингу и розничной торговле ООО “Либретик Групп” Робертас Шуляускас, магазины шаговой доступности вполне способны конкурировать с крупными игроками:

— Посмотрите, с чего у многих французов начинается утро? Они спускаются в соседний хорошо знакомый магазин за любимыми круассанами. Если маленькие магазины будут копировать торговые сети, тогда перспектив для них я не вижу. Нужно искать свою нишу. Почему бы не иметь небольшой магазинчик, бутик, пусть и не с обширным, но интересным ассортиментом. Тогда у мелкой торговли есть все шансы выдержать конкуренцию.

По мнению экспертов, именно такое разумное сочетание крупных торговых объектов и магазинов у дома дает хороший результат и приятные цены для потребителей. Остается надеяться, что принятие нового закона станет первым и очень важным шагом для установления необходимого равновесия интересов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter