Торговые сети не пробили "потолок"

Торговля сохранила "потолок"

Качественная торговля на селе - головная боль поколений управленцев. Вроде бы справедливость требует, чтобы в деревне ассортимент, цены, сервис почти не отличались от городских. Ведь везде наши люди живут! Только до конца решить этот ребус никак не удается. И сельские магазины не всегда радуют взор покупателя. Свои решения предлагают частные компании. Например, ООО "Евроторг" готово идти в глубинку, открывать в поселках свои магазины по единым для сети стандартам. Но не может. Точнее, не всегда и не везде. Закон запрещает строительство новых объектов, если доля одного игрока в торговом обороте на территории района превышает 20 процентов. Эта планка легко преодолевается одним супермаркетом в райцентре. И все, в поселке строиться уже нельзя. Вот "Евроторг" и предлагает в новой редакции Закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания" повысить предельную планку. Или отменить ее вообще. По крайней мере, для сельской местности. Это предложение обсудили на общественно-консультативном совете при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. 

ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА

Косвенно сложности с дальнейшим развитием в глубинке подтвердил и МАРТ. По его данным, "Евроторг" превысил предельный порог в 2016 году на территории 56 районов и городов трех областей. Глава МАРТ Владимир Колтович в самом начале заседания, которое растянулось почти на три часа, настроил присутствующих смотреть на ситуацию шире. И оценивать, какие риски несет увеличение доли для производителей, потребителей и банковской системы. Впрочем, мысленные взоры все равно обращались к заявителю. И тому есть причины. Например, за последние четыре года количество магазинов сети выросло впятеро. Сейчас "Евроторг" значится в числе доминантов по бананам, цитрусовым и крупам. Занимает практически пятую часть в розничной торговле продуктами питания в стране. Второй крупный игрок, сеть "Корона", имеет долю в 8 раз меньше. Из этого, по мнению Колтовича, можно сделать вывод: вряд ли сегодня увеличение предельной планки присутствия на рынке поспособствует расширению других сетей и увеличит конкуренцию. "Мы за развитие торговых сетей и инфраструктуры, но против монополизации", - обозначил позицию министр. 

Тем более наши производители заявляют о проблемах с попаданием на полки сетевых магазинов - те требуют глубоких скидок по популярным позициям, которые не доходят до покупателя при высоких торговых надбавках. Это подтвердили и в "Белгоспищепроме". Мол, объемы продаж снижаются, а выплаты за присутствие на полках, наоборот, растут. Кроме того, в МАРТ на рассмотрении находится пять жалоб от производителей по навязыванию этой сетью невыгодных условий. Звучали и другие опасения. Вполне традиционные, когда речь заходит о торговых сетях. 

Гендиректор ООО "Евроторг" Андрей Зубков предложил посмотреть на проблему роста с другой стороны. По его словам, 20-процентное ограничение затрагивает интересы жителей 168 малых городов и 23 тысяч деревень. Мол, живут они без современного формата торговли. Да и цены в обычных магазинах на треть больше, чем в городе. 

Начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Виолетта Брезовская заметила: в целом проблема решаема и в рамках действующего законодательства. Есть Указ # 345 о развитии торговли на селе. Документ разрешает расширяться в деревнях, несмотря на превышение 20-процентного порога в районе или области. И 34 объекта в таких регионах появились: 32 - в Оршанском и 2 - в Сморгонском. Еще как минимум 4,4 тысячи деревень в "запретных" районах ждут ретейлеров. Другой вопрос, что "преференциальные" территории определяют областные Советы. Они включили в список пока только районы, в которых находятся более чем 15 тысяч поселков и других населенных пунктов. 

Дискуссия прошла на удивление спокойно, хотя и длилась без малого три часа. Наступил момент голосования: большинством решено оставить нынешний порог в 20 процентов. Причем даже в самой Ассоциации розничных сетей, куда входит 12 крупных продуктовых игроков с общей долей рынка 55 процентов, девять высказались против изменений. И лишь одна, "Доброном", поддержала "Евроторг". Ранее на заседании ОКС по развитию предпринимательства при Минэкономики пришли к аналогичному решению. Хотя само ведомство выступало за пятипроцентное увеличение планки. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter