Минторг займется малыми городами

Торговля на чаше весов

Перестроиться на новые деньги не всем одинаково просто. Кошельки заполняются копейками, в уме нужно держать четыре нуля... Но труднее всего, пожалуй, торговле. После банков она первой приняла на себя колоссальную нагрузку, связанную с деноминацией. Обучение продавцов, двойные ценники, информирование потребителей, перевод кассового и компьютерного оборудования на новые рельсы... И все же, несмотря на опасения, процесс идет достаточно гладко. Спасибо мобильности продавцов и кассиров. Серьезных сбоев в работе, как отметили на недавней коллегии Минторга, не зафиксировано. По словам министра Владимира Колтовича, в день деноминации и на следующий поступило лишь 2 заявления от граждан.

Конечно, ввиду значительных финансовых затрат (по расчетам это около 50 млн долларов) еще не все кассовое и весовое оборудование, торговые автоматы адаптированы к изменившейся ситуации. На это дано время до 1 января. Причем все понимают: деноминация ни в коем случае не должна стать поводом для поднятия цен. Минторг этот аспект постоянно отслеживает. В том числе сравнивая цены с теми, что в соседних государствах. И сегодня в целом по потребительской корзине в нашей стране они на 20 процентов ниже, чем в Центральном федеральном округе России...

Впрочем, на другой чаше весов — проблема невысокого товарооборота, темпы роста которого к соответствующему периоду прошлого года составляют 98 процентов. Конкуренция возросла. Покупатели чаще делают выбор в сторону более дешевых товаров... В таких реалиях на первый план выходят вопросы создания благоприятных и равных условий для всех субъектов хозяйствования, снятия административных барьеров. К слову, с 8 сентября Министерство торговли меняет свое название на Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Конечно, обеспечение товарного ассортимента — одна из основных задач. И спору нет, импорт — это хорошо, поскольку заставляет производителя работать лучше, а торговлю крутиться. Простой пример. В первом полугодии отечественного мыла было поставлено на внутренний рынок около 30 процентов от заявленного объема. Почему? Были вопросы с сырьем. Но рынок их не заметил — ситуацию смикшировал импорт. Впрочем, это меч обоюдоострый. Потому как защиту внутреннего рынка тоже никто не отменял. В приоритете товары собственного производства. К слову, на прилавках с продовольствием сегодня более 81 процента белорусской продукции. В первом полугодии удалось сократить импорт яблок (на 100 млн долларов), капусты (на 16 млн), огурцов (на 7 млн), лука репчатого и чеснока (на 6 млн), хлеба и мучных кондитерских изделий (на 6 млн)... Всего же почти на 66 процентах товаров можно найти надпись «Сделано в Беларуси». И это не предел, если учесть, что по нашей непродовольственной продукции есть немало вопросов.

Еще одна тенденция, которая заставляет всерьез задуматься. При том, что наблюдается прирост торговой сети — в стране уже более 95 тысяч торговых объектов, — высока доля убыточных предприятий: 26 процентов. Это значит, что выполняются социальные стандарты как по торговой площади, так и по общественному питанию, однако работу как минимум четверти точек эффективной с экономической точки зрения никак не назовешь. Особенно остро проблема стоит в малых городах. И сейчас подступаются к ее решению. Президент поставил четкую задачу — повысить отдачу торговли всех форм собственности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах. Планируется создать межведомственную рабочую группу, чтобы подготовить на сей счет предложения. Какие барьеры снять? Какие преференции предоставить? Это самые принципиальные вопросы, ответы на которые необходимо дать оперативно.

dekola@mail.ru

Фото belretail.by

Советская Белоруссия № 148 (25030). Четверг, 4 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter