К концу пятилетки обеспеченность торговыми площадями вырастет до 720 метров на тысячу человек

Торговля готова к подъему

Торговля — одна из самых гибких отраслей. Она чутко и почти мгновенно реагирует на любые внешние изменения: экономические, социальные, потребительские предпочтения… И хотя пандемия сильно ударила по ретейлу, многие не растерялись и нашли форматы и подходы для развития даже в непростой эпидемиологической ситуации. О достигнутых успехах и будущем развитии отрасли нашему корреспонденту рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович.

На сегодняшний день необходимость административного регулирования торговых площадей в республике отсутствует.

О структуре

— Требования о создании стационарных торговых объектов (с торговой площадью 400 и более квадратных метров), стационарных объектов общественного питания (с числом мест 60 и более), торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения таких объектов на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными органами, предусмотрены в Законе Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». В свое время указанные нормы были включены в закон о торговле в целях определения общих подходов к размещению крупноформатных объектов с учетом сохранения при этом оптимального соотношения крупных магазинов, магазинов современного формата и магазинов шаговой доступности и соблюдения показателей обеспеченности населения торговыми площадями.

На практике разработка таких схем оказалась довольно затруднительна. В связи с этим, а также с учетом достигнутых показателей обеспеченности населения торговыми площадями указанное требование было отменено Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а впоследствии исключено и из новой редакции закона о торговле, которая вступает в силу с 8 июля 2021 года. 
Размещение таких объектов будет осуществляться в соответствии со схемами комплексной территориальной организации районов, генеральных и детальных планов городов.
Предполагается, что, несмотря на активное развитие интернет-торговли, рост торговых площадей в республике продолжится. Возможно, темп их роста замедлится, изменятся форматы торговых объектов. Кроме того, необходимо учитывать, что на сегодняшний день не все население республики имеет возможность и готово приобретать товары в интернет-магазинах. В соответствии с разработанной программой социально-экономического развития на 2021—2025 годы планируется, что к концу пятилетки обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тысячу человек составит до 720 квадратных метров, местами в общедоступных объектах общественного питания в расчете на 1 тысячу человек — до 44 мест.
На сегодняшний день необходимость административного регулирования торговых площадей в республике отсутствует.

О цифровизации

— Общемировой тренд — цифровизация всех процессов и сфер экономики, в том числе торговли. В Беларуси электронная торговля выступает одним из приоритетных направлений Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития. 

Целевым показателем является увеличение доли интернет-торговли в розничном товарообороте организаций торговли с 2 % в 2015 году до 10 % в 2030 году.

Пандемия ускорила переход к цифровой купле-продаже товаров и вызвала изменения в покупательском поведении в интернете, которые будут иметь долгосрочные последствия для электронной торговли. 
В Беларуси сегмент e-commerce в 2020 году увеличился на 40 % и достиг 2,3 миллиарда рублей. 
Пандемия оказала стимулирующее влияние на этот процесс: все больше белорусов приобретают опыт онлайн-покупок. По статистике, самой быстрорастущей категорией стали медицинские товары — их продажи выросли почти в 7 раз. 

О том, что доверие к интернет-магазинам повысилось, говорит тот факт, что белорусы стали на 5 процентов чаще оплачивать товары онлайн. 

О качественном развитии ретейла

— В отрасли за счет строительства и реконструкции объектов создана и функционирует развитая торговая инфраструктура. Отмечается стабильное увеличение количества торговых объектов, в том числе магазинов современных форматов (гипер- и супермаркетов), и нестационарных торговых объектов, расположенных на территории сельской местности (павильонов, автомагазинов, неизолированных торговых объектов, палаток, киосков и других). 

В городах работают многофункциональные торговые центры, которые позволяют комплексно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах на уровне соседних европейских стран. 

Постановлением ­­­МАРТ от 15 сентября 2020 г. № 59 утверждена новая Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Основаниями для подготовки нового варианта инструкции послужили изменения, произошедшие в последнее время в структуре розничных торговых объектов. 

К примеру, с учетом международного опыта и практики функционирования магазинов низких цен — дискаунтеров существенно изменено определение термина «дискаунтер». Работа дискаунтеров имеет свою специфику — в продаже представлены товары повседневного спроса по более низким ценам, чем в других торговых объектах. Кроме того, размещение товаров в торговом зале таких магазинов производится на складском оборудовании (стеллажи, поддоны, иное оборудование) и, как правило, в упаковке изготовителя. С учетом этих особенностей в качестве основных признаков дискаунтера определены: торговая площадь — от 250 до 2500 квадратных метров, размер торговых надбавок — не более 20%.

Об увеличении продаж наших товаров

Одним из основных направлений работы ­­­МАРТ в настоящее время является разработка мер по регулированию и контролю на потребительском рынке для обеспечения беспрепятственного доступа и максимальной представленности в торговле отечественных потребительских товаров. Ключевая задача тут — увеличение доли продаж отечественных потребительских товаров на внутреннем рынке, прежде всего для выполнения индикаторов Доктрины национальной продовольственной безопасности, а также снижение потребительского некритического импорта.

Для решения этих задач ­­­МАРТ совместно с заинтересованными в настоящее время реализует мероприятия по защите потребительского рынка, направленные в том числе на увеличение удельного веса продажи белорусских продовольственных товаров на внутреннем рынке, на продвижение белорусской продукции, ее информационную поддержку и формирование положительного имиджа брендов белорусских производителей.
Ведомствам было предложено определить преимущества групп товаров белорусских производителей и акцентировать на них внимание посредством социальной рекламы. 
Полагаем, это позволит информировать потребителей о преимуществах отечественных товаров, об их потребительских достоинствах (польза для здоровья, возможности использования, наличие натуральных компонентов и т.д.), повысить их престиж и сформировать положительный имидж. Также сформировать потребительские предпочтения и спрос, что будет способствовать повышению предложения белорусской продукции в торговле, позволит увеличить товарооборот отечественных товаров и, как следствие, обеспечить защиту внутреннего рынка через конкурентные механизмы. 

В целом полагаем, что отраслевым министерствам и концернам необходимо активизировать работу по снижению затрат подведомственными организациями с целью повышения конкурентоспособности белорусских товаров по ценовому фактору, не допускать фактов необоснованных поставок товаров на экспорт в ущерб внутреннему рынку по существенно заниженным ценам, точечно отрабатывать вопросы по конкретным группам товаров, по которым имеются проблемы их оборота или идет существенная потеря доли рынка.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter